Истории

Чижова: московский ПЕН-центр угождает государству

Петербургский ПЕН-клуб прекратил всякие контакты с московским Русским ПЕН-центром, после истории с исключением журналиста Сергея Пархоменко.

Сергея Пархоменко пожизненно исключили из московского Русского-ПЕН-центра. Проголосовали единогласно, среди голосовавших – бард Александр Городницкий, пояснивший, что Пархоменко «всех утомил».

Что по поводу случившегося думают в ПЕН-клубе Санкт-Петербурга, корреспондент МР7.ru спросил у  Елены Чижовой - директора ПЕН-клуба Санкт-Петербург, писателя, лауреата Букеровской премии 2009 года:

- Раскол в московском Русском  ПЕН-центре произошел довольно давно, когда из него вышли Людмила Улицкая и многие другие. Но нынешняя проблема в том, что в московском Русском  ПЕН-центре было сфальсифицировано последнее общее собрание, прошедшее 15 декабря минувшего года, – то самое, запись которого появилась в Сети.

Суть в том, что на сайте московского  Русского ПЕН-центра вывешен сфальсифицированный Устав, из текста которого  оказались выпущенными несколько очень важных пунктов, касающихся способа избрания председателя исполкома московского Русского ПЕНа и его членов. В подлинном Уставе сказано, что кандидатуру председателя выдвигает исполком, но и общее собрание тоже может предлагать ее, то же самое касается и членов исполкома – их кандидатуры также могут выдвигаться общим собранием. Именно это исчезло с сайта. Сергей Пархоменко стал говорить именно об этом – что во время общего собрания залу не давали выдвигать кандидатуры. Группа во главе с Мариной Вишневецкой хотела предложить для голосования кандидатуры Евгения Сидорова либо Александра Архангельского на должность председателя ПЕН-центра, так им не дали этого сделать, легли костьми, что называется. И по этому поводу был ужасный скандал.

Мы в Петербурге  посмотрели эту запись, и исполком петербургского ПЕН-клуба написал соответствующее заявление о том, что до того, как будет проведено новое собрание, - без нарушений Устава - наш петербургский ПЕН-клуб  прекращает всякие контакты с  московским ПЕН-центром. Всю эту историю Сергей Пархоменко и рассказал совершенно открыто.

А после того, как Пархоменко призвал правозащитный (!)  московский Русский ПЕН-центр написать петицию о помиловании Олега Сенцова, в московском исполкоме во главе с Евгением Поповым озверели и отмежевались, кстати, петербургский Попов – Валерий, как член исполкома, тоже отмежевался.

Отмежевались от письма по Сенцову, а вчера,  видимо,  полагая,  что этого недостаточно, чтобы государство погладило их по головкам, они еще приняли  вот это совершенно безобразное решение о пожизненном исключении Сергея Пархоменко из московского Русского ПЕН-центра и вынесли «строгое предупреждение» Марине Вишневецкой.

Сегодня из Русского  ПЕН-центра вышел Лев Рубинштейн в знак протеста, – говорит Чижова.

При этом, из петербургского ПЕН-клуба никто не выходит, еще год назад, когда московский Русский ПЕН-центр попытался исключить Улицкую и еще 8 человек, заявили свою позицию, что не согласны с этим. Сегодня свою позицию с несогласием по исключению Пархоменко высказали  в эфире «Эха Петербурга» Константин Азадовской, Яков Гордин, Наталия Соколовская.

Напомним, ПЕН-Клуб — правозащитная международная ассоциация, основанная Джоном Голсуорси в 1921 году. P.E.N.: Poets (поэты), Essayists (эссеисты), Novelists (новеллисты, в русском варианте – романисты). Заглавные буквы этих слов совпадают во многих европейских языках, а вместе составляют слово pen – ручка. Более полная версия: Poets (поэты), Playwrights (драматурги), Editors (редакторы), Essayists (эссеисты), Novelists (новеллисты), а в настоящий момент также журналисты, историки, критики, переводчики, сценаристы, редакторы, блогеры, издатели – независимо от этнической принадлежности, языка, цвета кожи, пола и вероисповедания. Главной сферой деятельности ПЕН-Клуба является защита писательских прав, борьба с цензурой, борьба за свободу слова, свободу личности.

share
print