Истории

Мишка на Парнасе

У «ПАРНАСа» нет будущего, печальная деградация, тотальный контроль, фан-клуб Михал Михалыча. Так прощались с партией политики, которые покинули ее в последние дни. Партию оставили наиболее яркие политики. Председатель Касьянов остался в окружении блеклых попутчиков.

Мальцев раздора

«ПАРНАС» по итогам выборов в Госдуму VII созыва набрал ничтожные 0,7% голосов избирателей (конкуренты из «Яблока» набрали 1,99%).

Некоторые члены «ПАРНАСа» посчитали, что поражение явилось следствием политики, проводимой председателем партии Михаилом Касьяновым. Началось все с весенних праймериз 2016 года и передачи НТВ, которая вскрыла сговор Касьянова и его любовницы Натальи Пелевиной против некоторых членов федерального политсовета. Как рассказал корреспонденту MR7.ru источник в партии, несмотря на скандал, фаворитка Пелевина по-прежнему имеет полное влияние над председателем «ПАРНАСа».

В праймериз Касьянов участвовать отказался, забронировав за собой первое место в федеральной части партийного списка. Затем персональные данные участников голосования утекли в Интернет, что поставило под вопрос легитимность праймериз. Тем не менее вторым номером по результатам внутрипартийного голосования стал бывший депутат саратовской областной Думы, скандальный националист Вячеслав Мальцев.

Политик оказался идеологически правее «ПАРНАСа». Оппозиция Мальцеву возникла в петербургском отделении партии и в лице зампреда «ПАРНАСа» Владимира Кара-Мурзы. Но, как рассказывали корреспонденту MR7.ru, Мальцев знаком с Вячеславом Володиным, влиятельным земляком из Саратова. Да и Касьянов давно приятельствовал с Мальцевым.

Съезд включил саратовского политика в партийный список. Тогда в знак протеста от партии отказались баллотироваться зампред «ПАРНАСа» Илья Яшин и адвокат семьи Немцовых Вадим Прохоров.

«Печальная деградация»

Сразу после выборов партию покинули видные столичные общественные деятели - это бывший советник президента Ельцина, политолог Георгий Сатаров, исполнительный директор фонда Немцова Ольга Шорина, юрист Данила Катков и доктор юридических наук, профессор ВШЭ Елена Лукьянова.

За день до съезда «ПАРНАСа» 17-18 декабря из партии вышел Илья Яшин.

За ним мандаты сложили еще пять членов федерального политсовета. Также партию оставили порядка десяти руководителей региональных отделений включая Кострому, Иваново, Тверь и Калугу.

Исход проходил на федеральном политсовете партии и Касьянов, например, обвинял одну из основательниц партии Тамару Лежнину в том, что она скупала голоса глав региональных отделений, чтобы сместить его с поста председателя. Лежнина зачитала на политсовете письма четырех глав региональных отделений партии, которые заявили, что это ложь и никаких денег она не предлагала. После этого Лежнина вышла из партии.

Яшин заявил, что Касьянов за полтора года привел партию к краху. Политик писал, что предвыборный штаб Касьянова наскреб лишь 30 миллионов рублей на проведение избирательной кампании, в то время как тот же бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который баллотировался от «Яблока», в одиночку собрал 40. В вину Касьянову Яшин ставил и то, что он не признал личной ответственности за провал на выборах.

— Он просто не видит для себя иной роли, кроме как единоличного начальника. Вся деятельность председателя и партийного аппарата в последние месяцы свелась к удержанию Касьяновым тотального контроля в партии. «ПАРНАС» превращают к фан-клуб Михаила Михайловича, — писал о Касьянове политик.

Яшин продолжит политическую деятельность в движении «Солидарность». Его съезд состоится в феврале 2017 года.

Бывший руководитель костромского областного отделения партии Николай Сорокин назвал Касьянова мерзавцем, правда, чуть позже стер это слово из своего сообщения.

— Фактически «ПАРНАС» прекратил свое существование как либеральная оппозиционная партия и превратился в фан-клуб Михаила Касьянова, — написал Сорокин.

Экс-сопредседатель партии Владимир Рыжков назвал раскол «печальной деградацией». Он вспомнил, как покинул партию вместе с бывшим замминистра энергетики России Владимиром Миловым, как он считает, из-за интриг.

«Партия Мальцева»

В первый день съезда 17 декабря партию оставили руководители пяти отделений: Новосибирской, Нижегородской, Псковской, Челябинской областей, Чувашии, а также один из основателей движения «Демократическая Россия» Дмитрий Катаев.

Бывшая руководительница нижегородского отделения «ПАРНАСа» Анна Степанова отметила, что партия стала не партией Немцова, а партией Мальцева.

Экс-руководитель Челябинского отделения Алексей Табалов написал, что причинами, побудившими его выйти из партии, стали «заигрывание с националистами, неумение признавать свои ошибки, нарастание внутренних противоречий и нетерпимости внутри партии».

Адвокат семьи убитого основателя партии Бориса Немцова Вадим Прохоров заявил «Ъ», что участие в партии, это как жизнь в политическом хосписе.

Сопредседатели отделения в Петербурге Андрей Пивоваров и Наталья Грязневич из партии пока не вышли, но отказались войти в новый состав федерального политсовета.

— Я не стал выходить из партии. Причиной для меня является, что мы имеем сильное и работоспособнее отделение в Петербурге. Мы создали его своими руками, без какой-либо федеральной помощи, и бросать этот коллектив я не хочу. Как мы будем работать дальше, мы решим на городском уровне, но отношения к федеральной повестке я иметь не хочу... Руководство партии превращается в лидерскую группу, где подавляется любое инакомыслие, — написал Пивоваров.

Однако 17 декабря один из членов петербургского отделения Лев Дмитриев объявил в частности, о своем уходе из «ПАРНАСа». Причинами он назвал «политическую импотенцию» Касьянова и «фашиста Мальцева и его нацистскую свиту».

Как бы то ни было, Касьянова переизбрали председателем «ПАРНАСа» (81 — за Касьянова, 26 — за общественника Леонида Зильберга, один — против всех). Участвовать в выборах предлагали и Владимиру Кара-Мурзе, но он отказался.

«У такой партии нет будущего»

На второй день съезда Пивоваров и Кара-Мурза внесли резолюцию на рассмотрение делегатов.

— Мы предложили съезду дать оценку участию в списке партии людей чуждой нам идеологии, признать ошибки. Мы специально не называли фамилий, но речь в заявлении шла о Мальцеве, Демушкине, Миронове, — написал Пивоваров.

Крайне правый политик Дмитрий Демушкин был доверенным лицом кандидата Мальцева на выборах, а черносотенный публицист Борис Миронов агитировал за саратовского кандидата «ПАРНАСа». Касьянов не согласился с однопартийцами и осудил Мальцева только за то, что он привел в партию антисемита Миронова. Резолюцию поддержали 23 делегата из 110.

Тогда партию покинул Владимир Кара-Мурза. Отказ от резолюции он назвал политическим решением. Руководитель фракции «Яблоко» петербургского парламента Борис Вишневский уже позвал Кара-Мурзу в свою партию.

На второй день съезда из «ПАРНАСа» ушел и петербургский муниципал Даниил Кен.

— Съезд подтвердил окончательно, что руководителем партии движут исключительно личные амбиции, а внутри партии недостаточно здоровых сил, чтобы структура в целом смогла дать честную оценку происходящему, сменить руководителей и решить, как двигаться дальше. Такая организация не сможет больше ничего создать, найти сторонников и чего-либо добиться. А я не хочу больше быть связанным с партией репутационно, — написал Кен.

Он давно присоединился к «Открытой России» Михаила Ходорковского и заявил, что не намерен вступать в какую-либо партию.

Руководитель журнала «Знание» Игорь Харичев подвел неутешительный итог:

— Глупость человеческая непомерна. Касьянов не понимал и до сих пор не понимает, что разрушил «ПАРНАС» фактически собственными руками... «ПАРНАС» фактически прекратил своё существование по другой причине: по той, что бывшая либерально-демократическая партия «ПАРНАС» окончательно превратилась в партию Касьянова. А у такой партии нет будущего, потому что поддержка Касьянова никогда не достигнет 5 %.

share
print