Истории

Кто ищет пятна на фасадах

КГИОП намерен исследовать все результаты реставрационных работ, начиная с 2011 года, проведенных на объекте культурного наследия федерального значения  «Казанский собор», результаты проверки будут обнародованы в начале осени 2017 года, так как некоторые параметры можно проверить только летом. Проверяющие органы парализовали работу реставраторов в 2016 году.

Также в будущем году пройдут проектные работы по подготовке к реставрации башни, купола, южного и восточного фасадов. Все результаты проверки реставрационных работ будут обнародованы. Таков вывод круглого стола, который продолжался в Казанском соборе три часа. Результат обсуждения резюмировал заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев.

Поводом для совещания стала остановка реставрационных работ на объекте на целый год, потому что шли проверка за проверкой – общественники, в частности, представители незарегистрированной организации – общественное движение «Солидарный Петербург» – писали жалобы и инициировали проверки. Они били тревогу по поводу того, что технологии реставрации фасадов и колонн Казанского собора нарушаются, каменные поверхности сменили цвет и т. д. Проверок было столь много – из Минкульта, прокуратуры,  ОНФ, –  что работа реставраторов была прекращена.

Леонтьев рассказал, что сам вопрос о защите фасадного туфа собора возникал еще при его строительстве – этот пудостский камень, столь фактурный и красивый, легко крошится, загрязняется, а теперь, при столь мощном антропогенном воздействии, и вообще покрывается грязной коркой.

Еще при строительстве пудостский камень затирали алебастром, а потом окрашивали известковой краской.

В 50-х годах минувшего века панацеей казалась полихлорвиниловая шпаклевка и синтетическая краска, но теперь наоборот, считается, что эта краска, не давая камню дышать, вредит поверхности.

Архитектор Александр Гессен  с начала 60-х годов искал методы обработки пудостского камня. В основу нынешних способов реставрации легли его разработки и разработки «Спецпроект реставрации». В 2011 и 2012 годах работы шли по западному, северному фасадам и северному портику собора, заказчиком выступало Министерство культуры России, в 2015 году работы заказывал уже КГИОП – работы шли на восточной и западной колоннадах с проездными арками северного фасада.

Очищенные поверхности покрывались известковой пленкой – «накрывкой», ее тонировали пигментами для придания ей оттенка, наиболее близкого к природному цвету свежего пудостского камня. Граждане, увидев «светлеющий» собор, стали тревожиться, возмущаться, писать жалобы. Прорывались на реставрационные площадки, инициировали проверки. В итоге работы остановились. Сегодня в Казанском соборе стороны обсуждали ситуацию.

Вспомнили, что и собор Святого Петра в Риме,  с которым так часто сравнивают Казанский и который тоже недавно реставрировался, также «сменил цвет», когда сняли наслоения – общественность и даже мировые СМИ возмущались. На круглом столе сегодня КГИОП в связи с этим опроверг цифру – утверждали, что квадратный метр реставрации собора в Риме стоил 311 евро, а Казанского – 500. Леонтьев сообщил – квадратный метр Казанского собора стоил 3 300 рублей, не больше.

«Кто ищет пятна на фасадах в старом Петербурге, тот их найдет после каждого дождя, - сказал Леонтьев. – Но потом они высыхают, на Казанском соборе сейчас пятен нет». Главный специалист отдела ремонтно-реставрационных работ Сергей Тучинский вопрос о цвете фасадов назвал «вопросом мировосприятия», напомнил, что на «накрывку» можно положить любой цвет и вообще «с точки зрения технологий вопрос о цвете вообще «в никуда». Почему? На этот вопрос, пожалуй, лучший ответ дал архитектор, руководитель бюро «Литейная часть – 91» Рафаэль Даянов.

Он напомнил о принципах Венецианской хартии реставраторов, основной принцип сохранения культурного объекта, который декларирует хартия, – это консервация. Это не значит, что один раз «законсервировали и забыли», в случае реставрации – это постоянство ухода, памятник должен быть под присмотром, нельзя допускать, чтобы мелкие ранки и повреждения разрастались и губили его. В случае с Казанским собором – надо не допустить разрушения в условиях агрессивной городской среды пудостского камня. Его защита обратимым известковым высококапиллярным покрытием дает возможность сохранения. Может, лет через 10 додумаются до еще более совершенной технологии. Если сейчас  двухсотлетний камень оставить «голым», то довольно скоро он начнет необратимо разрушаться и восстановить его будет нельзя.

share
print