Истории

Абитуриенты выбирают не умом, а сердцем

Чтобы заработать деньги, вузы идут на поводу у абитуриентов, а не у работодателя. В то время как рынок труда переполнен предложениями рабочих специальностей

В школе у одиннадцатиклассницы Маши Адамчук любимый предмет – английский. С выбором вуза она определилась быстрее одноклассников – университет имени Герцена, факультет иностранных языков. Но учительницей работать она не собирается. Цель Маши – получить хорошие знания английского и диплом. Мама Елена поддерживает ее. По общему семейному мнению, со знанием иностранного языка можно всегда найти хорошую работу.

По словам Олега Багрий, директора школы №114, так же, как Маша, рассуждают многие выпускники. Первое, что влияет на выбор факультета, не мысли о будущей профессии, а любимый предмет или направление, которое дается легко.

Престиж имеет значение

Абитуриенты идут на престижные факультеты журналистики, международных отношений, экономики, филфак, юрфак и т.п., не задумываясь, где потом будут работать. Сегодня, как и в последние 10-15 лет, самыми востребованными остаются гуманитарные факультеты. Идя на поводу у абитуриентов, даже технические вузы делают ставку на открытие у себя гуманитарных факультетов.

В Балтийском техническом университете за право обучаться на лингвистическом факультете соревнуются до 9 человек на место. На фоне этой цифры конкурс на технические специальности кажется мизерным – 2 человека на место. Только в последние два года наметился спрос и на техническое образование. К примеру, на факультете «Информационные управляющие системы» претендуют учиться 4 человека на место. «Большая цифра для технической специальности», – говорит пресс-секретарь университета Татьяна Зернова.

Какие специалисты с высшим образованием будут востребованы в ближайшее время:

  • инженер-конструктор
  • юрист со знанием иностранных языков
  • менеджер по продажам
  • специалист по кадрам
  • главный бухгалтер
  • кредитный менеджер
  • программисты.

По мнению Александра Запесоцкого, ректора гуманитарного университета профсоюзов, такая тенденция – не желание угодить вкусам абитуриентов или выдать на рынок труда профессионалов, а возможность вузам заработать деньги.

Между тем выпускники гуманитарных факультетов редко работают по специальности. Политологи идут в газетные обозреватели, в единичных случаях выпускники педвузов приходят в школы. Историки, выпускники философского факультета становятся менеджерами по продажам.

Магистратура как новая специализация

По словам педагогов, в университетском образовании на первых курсах закладывается лишь база. Магистратура любого факультета доступна каждому студенту и призвана дать студенту специализацию. Скажем, бакалавр физического факультета одного вуза может окончить магистратуру по менеджменту в другом. Можно выбрать специализацию от гендерных исследований до нанобиологии.

«В дальнейшем магистратура будет развиваться, – считает Илья Дементьев, проректор по научной работе СПбГУ, – и быстро реагировать на развитие общества и науки. Поговорка “век живи – век учись” воплощается в жизнь».

Требуются рабочие руки

Сергей Никольский после школы пошел за высшим образованием и должен был посвятить себя работе на атомных станциях. Должности, как и многим его сокурсникам, на станциях не нашлось. «Места, которые предлагали, были за Уралом. Мне не хотелось туда переезжать», – говорит он. Пробовал устроиться на Сосновоборскую атомную станцию, но вакансии не было. «Я задумался над тем, чтобы заняться чем-то другим. Сидеть без работы и денег было нельзя», – говорит он. Сергей закончил курсы парикмахеров и работает в салоне красоты, зарабатывая в месяц около 30 тысяч рублей.

Специалисты по изучению рынка труда говорят о новой тенденции – востребованности профессионалов со средне-специальным образованием, работников сферы услуг, зарплата которых сравнима с топ-менеджерской. «Сейчас в цене рабочие на заводы и на стройки, – говорит Евгения Шамонтьева, менеджер по развитию рекрутинговой компании «Петро-Стимул». – Не хватает гостиничных работников, официантов, поваров, продавцов-консультантов в магазины».

Сколько сейчас могут заработать рабочие и инженеры:

  • токарь – от 18 до 30тысяч рублей
  • сварщик – от 23 тысяч рублей
  • слесарь – от 15 до 25 тысяч рублей
  • фрезеровщик – от 20 до 30 тысяч рублей
  • маляр – от 20 до 30 тысяч рублей
  • отделочник – от 15 до 30 тысяч рублей
  • каменщик – от 25 тысяч рублей
  • инженер-конструктор – от 30 до 40 тысяч рублей
  • технолог – от 30 тысяч рублей.

Нехватка таких специалистов сохранится в ближайшие пять-десять лет. Это связано с тем, что появляются новые заводы, не затихает строительный рынок, сфера услуг расширяется. Между предприятиями даже разгорается борьба за таких специалистов.

«У меня Ижорский завод недавно переманил пять токарей, – говорит Сергей Харламов, директор по персоналу завода «ЛЭЗ», который производит двигатели и турбогенераторы. – У меня они получали 20 тысяч рублей, а им предложили на восемь тысяч рублей больше и медицинскую страховку». Сергей Харламов говорит, что на его заводе не хватает около 100 рабочих.

Имидж инженера надо поднимать

Рынок труда специалистов с высшим образованием перенасытился юристами, экономистами, филологами и философами. «Сейчас в цене все высшие технические специальности: инженеры, конструкторы, проектировщики, технологи», – говорит Евгения Шамонтьева.

По словам Ольги Самариной, заместителя генерального директора кадрового агентства «Арбат-Невский», технические специальности будут востребованы всегда. Рынок труда по-прежнему нуждается в программистах. Востребованы ныне модные аналитики, маркетологи, логисты, специалисты отделов персонала.

Что касается ранее престижных юристов, экономистов и переводчиков, спрос изменился. Для рынка специализация у них должна быть узкая. К примеру, юристы, специализирующиеся на строительстве или грузоперевозках. Нужны переводчики не английского языка, а арабского, японского и китайского. Тенденция будет держаться в ближайшие пять лет.

При этом рекрутеры замечают, что никто не занимается созданием привлекательного и востребованного на рынке имиджа технических специальностей. Поэтому деньги в это не вкладываются, в том числе государством. Компаниям, которым нужны работники, приходится самим готовить для себя специалистов. Они начинают спонсировать в таких вузах, как ЛИТМО и Политехнический институт, кафедры, которые готовят нужных им работников. Обещают студентам трудоустройство, берут их к себе на практику, закупают оборудование для учебы.

share
print