Истории

СЖ осудит роль Лайф78 в гибели Анастасии Солтан

Большинство уважаемых петербургских журналистов выступили с резкой критикой работы Лайф78 в ситуации с трагической гибелью Анастасии Солтан. Нашлись и адвокаты Лайфа, считающие, что «ничего не нарушено» и «девочка нашла жилетку». Сначала заседание объявили закрытым, но журналист Светлана Зобова отстояла свое право выступить на мероприятии, не смотря на недовольство Людмилы Фомичевой.

Комиссия по этике Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области 7 декабря 2016 года собралась, чтобы рассмотреть обращение с просьбой дать оценку действиям Лайф78 в истории с трагической гибелью Анастасии Солтан. Документ СЖ будет подготовлен рабочей группой в понедельник 12 декабря.

В состав рабочей группы вошли: Марина Шишкина, Петр Годлевский, Андрей Радин, Сергей Балуев, Андрей Ершов и Магда Алексеева, - передает корреспондент mr-7.ru.  

Комиссия создана для выработки документа, который даст этическую оценку работы корреспондентов Лайф 78, подготовивших сюжеты о ситуации в семье Анастасии Солтан за сутки до ее гибели. За создание рабочей группы проголосовали 9 участников заседания, против голосовали: председатель комиссии по этике Лариса Афонина (Росбалт), Дмитрий Шерих (Санкт-Петербургские ведомости) и Александр Потехин (ТАСС).

В начале заседания выступили – журналист и депутат-яблочник Борис Вишневский и экс-декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина, также составившие в СЖ отдельное обращение по поводу этичности работы Лайф 78.

Вишневский говорил о том, что корреспондентам Лайфа  был нужен « яркий сюжет о произошедшем в семье известного человека горе», говорил о реакции редактора Лайфа, отвечавшей за подготовку сюжета и публично назвавшей обращение Вишневского и Шишкиной «бредом, глупостью и завистью», завистью к популярности и рейтингам.

«Юридически то, что сделал Лайф не наказуемо, но нарушение этики имеет место быть, - сказал Вишневский. – Что мы хотим? Чтобы было сказано, что это недостойный поступок, чтобы те, кто делал эти сюжеты, публично извинились перед родными и близкими покойной за подготовку и показ этого сюжета».

Марина Шишкина также считает, что профессиональное сообщество должно «публично дистанцироваться от способов работы Лайф78». Шишкина подчеркнула, что после трагедии Лайф изменил контент сюжета. «Речь идет в данном случае о границах допустимого в профессии, - отметила Марина Шишкина. – Подавляющее большинство коллег в Петербурге не позволили себе вмешиваться в ситуацию Насти Солтан».

На заседание пришла и Светлана Зобова – петербургская журналистка, составившая обращение, подписанное 80-тью коллегами. С ней довольно жестко говорила Людмила Фомичева, председатель Союза, она спрашивала, зачем Светлана пришла, когда ее не звали. Как будто обсуждаемое – это какая-то тайна.

Светлана ответила, что имеет право прийти, потому что множество журналистов подписали обращение, которое рассматривается сегодня.  Ей дали слово, Светлана отметила, что корреспонденты Лайфа знали о нестабильном состоянии Анастасии,  что необходимо уважать частную жизнь человека и в данном случае речь идет не о цензуре, а об этике.

Лариса Афонина, редактор Росбалт-Петербург, глава комиссии по этике СЖ СПб и ЛО сразу сказала, что не является поклонником Лайф78 (про это говорили в своих выступлениях и все остальные собравшиеся), но она считает, что корреспонденты «дали выговориться несчастной девочке, оказались той жилеткой, в которую выплакался одинокий и не готовый к жизни человек». Ларисе Афониной «нечего предъявить Лайфу». «Мы все боремся за своего читателя и публику», - отметила она.

«Если человек в пограничном состоянии – ему нужен не журналист, а психолог, он должен быть в роли «жилетки» - парировал главред петербургского «Коммерсанта» Андрей Ершов. -  То, как действовали корреспонденты Лайфа, не имеет отношения к профессии, это называется «нажиться на трагедии», надо дать оценку их работе, профессионально дистанцироваться от них».

Не видит нарушения этики редактор государственных СПб Ведомостей Дмитрий Шерих: «Я не вижу здесь нарушения с точки зрения этики. В этой истории Лайф озвучивал и другие точки зрения, начиная с аварии. Есть журналистика такая, а есть журналистика сякая – желтая. Что же касается Анастасии, то девушка сама пригласила их – корреспондентов Лайфа – в свою жизнь»..

«Действия коллектива Лайф78 – не журналистика вообще, пусть Лайф имеет право на существование, но не в этом городе, - говорил Андрей Радин. – Нам надо сказать: «Ребята, вы не наши, в этом городе так не делают, здесь это не принято. У них хорошая техника и возможности, но профессии там нет вообще – вытащить больного человека и записать с ним синхрон – большого ума не надо».

Петр Годлевский (НТВ Петербург) напомнил, что при этом Лайф позиционирует себя не как «желтый», а как ведущий и самый профессиональный городской канал. Годлевский озвучил свою позицию – Лайф нарушил этические нормы, границы частной жизни семьи Солтан, СЖ необходимо показать место Лайфа в профессиональной среде, тем более, что у канала «успехи скромные» - Годлевский принес с собой далеко не заоблачные результаты рейтингов канала в городе. Он предложил провести круглый стол, чтобы обсудить в профессиональном сообществе этические нормы и границы.

Александр Потехин (ТАСС) начал с того, что «Лайф не смотрю и не собираюсь», но отметил что, по его мнению, ничего не нарушено и предложил дальше не разбираться, а ограничиться сегодняшним обсуждением.

Лариса Афонина сказала, что категорически против обсуждения рейтингов канала и того, что некоторые думают, что Лайфу не место в городе. «Первое и главное – это свобода слова», - заявила редактор Росбалта.

Михаил Иванов (экс-Невское Время) тоже сказал  - «год не смотрю Лайф и чувствую себя свободным человеком». «Мое личное отношение – это безобразие, они сыграли очень грубо, отвратителен сам стиль, который насаждается этими людьми в городе».

Марина Скалдина (СЖ) отметила, что в новейшей истории СЖ СПб и ЛО таких случаев – чтобы поступило обращение, подписанное столькими журналистами – не было, поэтому дискуссию надо продолжать.

Людмила Фомичева, резюмируя встречу, предложила вынести на голосование – или ограничиться сегодняшним обсуждением, или  создавать рабочую группу для выработки документа, который выразит отношение СЖ к  работе Лайфа в ситуации с Солтан «не переходя на «ты» и «сам дурак», четко и корректно сформулировать», подчеркнула Фомичева.

share
print