Истории

«Это как после странного секса»

Книга отзывов на выставке Яна Фабра в Эрмитаже оказалась уместным дополнением к диалогу художника между классическим и современным искусством. Многоголосица мнений в книге отзывов словно стала еще одним экспонатом выставки.

«Норм» и «Гадость»

Разговоры о выставке Яна Фабра в Эрмитаже не утихнут до тех пор, пока экспонаты не увезут из Петербурга в апреле 2017 года. Не утихнут и после. Руководство музея, пустив художника в залы, создало акт сотворчества россиян и бельгийского художника. Хоть директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и признавался журналистам, что не ожидал такой «атаки и злобы» на музей.

Каждый зал выставки сопровождается подробным комментарием, вывешенным на стене. Полный путеводитель можно скачать на сайте музея. Толковать выставку вновь не имеет смысла, любопытнее заглянуть в книгу отзывов. Например, в Главном штабе.

Авторы отзывов невольно подыграли Фабру. На клетчатой бумаге они оставили сотни посланий синей ручкой, как и бельгиец, который разрисовал синими чернилами ручки Bic не один квадратный метр бумаги, дерева или другой поверхности своих работ. Один из символов ручки — повседневность, массовость, и массы отвечают Фабру.

Кто-то даже повторил манеру художника. Бельгиец заштриховывает некоторые свои работы таким образом, что из них будто бы проявляется тот или иной силуэт. Некто изрисовал страницу книги отзывов точно также.

«Норм», «Гадость» — листаю книгу на втором этаже Главного штаба. Рядом висят «хитиновые покровы» жука и мухи, костюмы Фабра и российского современного художника Ильи Кабакова. В них они вели диалоги об искусстве и истории в 1997 году, потомок энтомолога Жана-Анри Фабра и выходец из советских коммуналок, наполненных мухами. Молчаливые зрители выставки тоже словно сбросили панцири и делятся переживаниями: «Божественную выставку не позабыть никак», «Впечатляюще до глубины желудка».

Как подметил Пиотровский, только Эрмитаж мог предоставить пространство для фантазии Фабра, жителя Антверпена, дома Рубенса, Ван Дейка, с которыми, в частности, художник ведет диалог своими работами. Чучелами, черепами, надкрыльями златки. Экскурсоводы водят по залам с фламандцами группы и терпеливо объясняют, что музей посчитал эстетически уместным экспонаты Фабра среди полотен старых мастеров.

— Ну и что, что ужас, — беседуют несколько женщин, проходя по залам Зимнего дворца. — Зато мы теперь знаем, что сюда ходить не надо.

Для кого выставка?

Полем битвы мнений стала, конечно, инсталляция «Карнавал бездомных дворняг и котов». Она выполнена из чучел животных, которые погибли на автострадах. Законы о защите животных на Западе совершеннее, чем в России. Те же ожившие собаки, попавшие в рай, созданный Фабром, где вечный праздник и валяется вдоволь пачек масла, назидающе летают в зале Главного штаба над россиянами.

Некоторые отзывы словно оставила коллективная Елена Ваенга: «Трупы животных, — это не искусство!!! Кроме отвращения ничего более не вызывает! ФУ и ПОЗОР!!!», «Уже появился запах тухлятины на втором этаже. До апреля будет, как на кладбище», — старательно выводит ручкой в книге отзывов «коллективный Милонов».

«Выставка Фабра? Позор!!! Не выставка, а пропаганда насилия и садизма! И где? Среди прекрасного! Прочь из России и показывайте свое убожество в другом месте». Под отзывом подпись: «Иди на ...». А надо бы написать: «иди на Дворцовую площадь». Посмотри, как мерзнут лошади, запряженные в кареты, перетирая десна удилами, взгляни на нелепых среди снега обезьян в руках у фотоживодеров. Пропаганда насилия и садизма. И где? Среди прекрасного.

отзывы фабр

«Спасибо за выставку „Карнавал бездомных дворняг и котов“ — нас очень задело с сестрой. Об этом нужно говорить, а лучше делать, быть добрее в миру и всем живым существам и к человеку», — пишет другой посетитель.

«Это как после странного СЕКСА, пойду перекурю». К отзыву, как в Интернете, добавлено два «+1». «Я не знал, а тут такое! Понравилось, нет слов. Эрмитаж — супер! Фабр — бог», «Но нет опаснее раба, который стал царем!» — предупреждает следующий посетитель.

Звучит полифония посланий шариковой ручкой: «Фабр — дерьмо, ему не место в Эрмитаже!», «Много слышали об этой выставке и наконец-то решили зайти! Искусство должно вызывать эмоции, иначе бы они не были. Фабр справился с этим!»

Можно найти отзыв с названием «Говно!» и вводным «О выставке Фабра...»: «Нам что, своего маразма не хватает, и мы решили его позаимствовать?! Жуткий маразм и еще в Эрмитаже. Надоело чужое говно!» Вот вам и тема экскрементов, давно использованная современными художниками.

«Фабр позиционируется Эрмитажем как „рыцарь отчаяния и воин красоты“. Отчаяние увидела, красоту — нет», «Для кого выставка? Для нас или для музея?» — пишут другие.

Эрмитаж обозначил вновь давнюю проблему — пропасть между искусством и зрителем, который, в основном, остался на уровне восприятия середины XIX века. Для себя зритель хочет эстетического, шаблонного удовольствия цветом, формой и понятными темами, потребительского отношения к искусству. Все остальное музей пускай спрячет подальше.

  

«Мы готовы воспринимать свершившееся, но не творимое, не производимое в реальном времени», — написала у себя на странице в социальной сети ассистент куратора отдела современного искусства Эрмитажа Анастасия Чаладзе, комментируя высказывания критиков выставки.

Один из образов Фабра — собаки — символ верности. В зале Йорданса Зимнего дворца художник разместил восемь изображений этого животного и две парные скульптуры. Скелеты собак в прыжке ловят пастями чучела попугаев. Для Фабра это означает нежданный «укус смерти», который настигает все живое. Но попугай еще и один из символов глупости.

В дальних залах Главного штаба, открытых после реставрации, далеко за залами с работами Фабра, представлена картина XIX века Фердинанда Руабе «Паж с собаками». Юный паж сдерживает двух гончих, которые скалятся на попугая, сидящего на блюде с фруктами. Так верность (искусству) побеждает глупость (критики), но, впрочем, любое прикосновение к прекрасному облагораживает.

share
print