Истории

Респектабельный SKIF

В Петербурге прошел юбилейный фестиваль современного искусства имени Сергея Курехина SKIF (СКИФ), одно из самых заметных событий в мире современного искусства в Петербурге. Он впервые состоялся на Новой сцене Александринского театра. К фестивалю также был приурочен многочасовой телемарафон, ставший площадкой для обсуждения современного искусства.

Респектабельность – это слово, пожалуй, подходит лучше всего, чтобы описать юбилейный XX Фестиваль современного искусства имени Сергея Курехина. Этому в немалой степени способствовала площадка – впервые СКИФ пошел в помещениях новой сцены Александринского театра с ее утонченным современным дизайном, прозрачными стенами и барными стойками под белый камень. По середине фойе к тому же была расстелена красная дорожка, на которой должны были пройти модные показы.

Да и среди посетителей поначалу часто можно было встретить мужчин в костюмах и женщин в вечерних платьях, а иногда даже в мехах.  

«Где ваш фрак?» - в шутку приветствовал друзей и знакомых музыкант Владимир Волков, известный по своему сотрудничеству с Сергеем Курехиным, группой «АукцЫон» и рядом джазовых ансамблей. Сам он, впрочем, одет в обычный повседневный пиджак. Однако эта шутка выглядит очень уместной – фестиваль современного искусства в таких декорациях выглядит в первые минуты как минимум непривычно.

Пафос события также усиливало нововведение этого года – телемарафон, посвященный вопросам современного искусства, который проходил в одном из помещений Новой сцены Александринки и транслировался в прямом эфире на одном из городских телеканалов. Журналисты, музыканты, критики, художники обсуждали современное искусство. Телемарафон был вдохновлен старыми выпусками «Музыкального ринга», программы на Ленинградском телевидении 80-х годов, куда приглашались, в том числе деятели андеграунда. Однако прошел он в более привычном современному зрителю формате круглого стола.    

Постепенно на фестиваль стала подтягиваться и более привычная для СКИФа публика – люди разных возрастов в мешковатой одежде, клетчатых рубашках, рваных джинсах, с дредами или крашенными волосами. Происходящее также стало меньше напоминать светский раут – начавшиеся модные показы шли под знаменитую «Улицу Ленина» группы «Ноль». Между ними устраивались разнообразные перфомансы. Постепенно все как будто встало на свои места.

«СКИФ давно существует, и он постоянно мигрировал. Я помню фестивали, которые были в ЛДМ (Ленинградский дом молодежи), в Балтийском доме, и каждый из них был по-своему интересен. И пространство каждый раз во многом обыгрывалось, - рассказывает режиссер-документалист, автор фильма о Сергее Курехине Владимир Непевный, - Сам формат фестиваля в какой-то степени спонтанен и способен любое пространство обжить. Единственное, где невозможно представить СКИФ, – это, наверное, в Мариинском театре, с его традиционной сценой, с историческим бэкграундом».

Однако одна деталь бросается в глаза. СКИФ собрал людей самых разных поколений – студентов, людей около тридцати, молодых родителей с маленькими детьми, пенсионеров. Но эти люди практически не пересекаются в ходе фестиваля. Молодежь игнорирует перформансы бывших соратников Курехина, предпочитая им сидение в креслах со смартфонами в руках. Люди постарше даже из любопытства не заглядывают на малую сцену, где играют современную музыку молодые группы. Некоторые из ветеранов ленинградского андеграунда признаются, что даже не знают, кто из молодых групп будет играть.

Единственное место, где собирается большая часть гостей – это большая сцена, и то на время концерта бывших участников «Поп-механики». Никто из новых исполнителей такого внимания со стороны публики привлечь к себе не смог. 

«Очень трудно нам сегодня говорить, есть ли люди, которые сейчас пишут песни или делают музыку равновеликую тому, что писали Гребенщиков, Курехин или Майк Науменко, - говорит музыкальный критик, автор книг о Сергее Курехине, обозреватель Русской службы BBC Александр Кан, –  Мы не можем абстрагироваться от времени. Время сейчас другое – нет социального запроса на музыку. Музыка, хотим мы это или нет, отступила. Мы можем об этом сожалеть, но это факт. Мы можем сейчас расценивать музыку только как искусство, и это снижает ее общекультурную, общественную и, если хотите, политическую значимость. Музыка сейчас не востребована для [отражения] тех изменений, которые, может быть, и идут в обществе. Больше внимания привлекают соцсети и Интернет».

Возможно, это и стало главным выводом юбилейного СКИФа. Сегодня в современном российском искусстве нет столь сильных личностей и ярких звезд, каким был Сергей Курехин тридцать лет назад. Впрочем, времена меняются, и кто знает, может, они объявят о себе на каком-то из следующих СКИФов.   

  

share
print