Истории

В Петербурге и Москве прозвучат сакральные гусли и кларнет

Петербургский гусляр-экспериментатор Максим Анухин и швейцарский джазовый кларнетист Саймон Вирш презентуют в обеих столицах альбом «Сакральная азбука», навеянного участием в странствующем фестивале МузЭнерго, объединившим российских и западных авангардистов. Вопросы «МР» застали Саймона в Токио, а Максима — в Москве.

«МР»: Что вы готовите к концерту?
Максим Анухин:
«Сакральная азбука» прозвучит целиком в той последовательности, как издана на CD, и, скорее всего, нон-стоп. Во втором отделении будет премьера нескольких больших композиций, которые лягут в основу второго альбома. Это одна из четырех манер трансовой гусельной гудьбы согласно четырем манерам письма художников Лицевого Летописного Свода Ивана Грозного (XVI век) и композиция Vorga (вариация на тему индийской раги Kirwani). Конечно же, помимо инструментальной авангардной музыки, будут песни, которые мы неоднократно играли в турне МузЭнерго. Готовится видеоряд на оба отделения... Но всех секретов раскрывать не буду.
Саймон Вирш: Максим чуть не каждый день шлет мне новые ноты, мол, учи скорей. К счастью, он сохраняет пространство для импровизации. Я же из джаза, мои корни — это свинг, бибоп, так что мне баланс между написанной музыкой и спонтанным самовыражением важен, и он тут есть.

Что вас свело вместе?
Саймон: Меня в МузЭнерго пригласили как кларнетиста-соло, Максим тоже выступал один. Объединиться было естественно. К тому же сочетание инструментов просто невероятное: джазовый кларнет и гусли! Это же не гитара, не пианино и не синтезатор. Вряд ли я бы так увлекся, если бы Максим играл что-то совсем традиционное, народную музыку, но он изобретатель, смешивает белорусские песни с индийской рагой или классикой XIX века – получается сумасшедший звук.

А Максим сумасшедший?
Саймон: Может быть кому-то он покажется странным, но его музыка точно не сумасшедшая. В МузЭнерго мы много концертировали в совсем маленьких сибирских городках и деревнях, и я, бывало, видел испуганные лица в зале на сетах коллег-авангардистов. На выступлениях Максима такого не было – публика его понимает, народные песни в его аранжировках ложатся на душу.

Почему такое название — «Сакральная азбука»?
Максим: Ноты — это наши буквы. Музыка — ноты, ритм — складываются в смысловые фразы, и то, что не способна высказать речь, доносит музыка, минуя обусловленный ум. Сакральна наша азбука потому, что музыка изначально рождается духом, проводится в явный мир благодаря владению инструментом и только потом записывается нотами в виде формы, которая может быть изменена и переписана, улучшена со временем. И даже в зафиксированном нотном варианте музыка является живым потоком, к тому же в нашем ансамбле всегда есть место для ничем не скованных импровизаций. Это похоже на серфинг, на вызов самим себе прямо на сцене в момент игры.
Саймон: Для меня «Сакральная азбука» — это просто привлекательное название. Друзья-музыканты, которым я уже давал альбом, слушают его не один раз, и это само по себе хороший показатель. Иные говорили потом о медитации, иные — о позитивных вибрациях, а я думаю, что это просто отличная музыка, которая тебя уносит куда-то, позволяет мечтать…

Чего ожидаете от гастролей в Москве и Петербурге?
Максим: Мы просто готовим праздник для пытливых и умных слушателей, и сами бесконечно рады каждой возможности поиграть вместе. В Москве и Петербурге у нас будет по одному выходному дню: порепетируем, покажем Саймону города, обсудим планы на будущее.
Саймон: Встретимся с Максимом, поиграем, больше никаких особых ожиданий или опасений нет. Единственно, я люблю, когда тепло. А у вас в ноябре чего ожидать, - 20 или все-таки будет получше?


Презентация альбома «Сакральная азбука»: Новая сцена Александринского театра, 20 ноября, 19:30.
 

share
print