Партнерский материал

С 12 ноября Сбербанк и Эрмитаж приглашают бесплатно посетить Дворец Меншикова

В рамках проекта «Искусство сохранять» к 175-летию Сбербанка посещение Дворца Меншикова будет бесплатным для всех с 12 до 30 ноября 2016 года.

В музее в том числе можно увидеть картину «Сад земных наслаждений», созданную последователем Босха в 16 веке. Она выставляется после реставрации впервые с момента поступления в коллекцию музея в 1922 году.

«Для нас большая честь быть партнерами Эрмитажа и открывать его коллекции петербуржцам и гостям нашего города. Уверен, проект «Искусство сохранять» позволит многим по-новому взглянуть на искусство, историю и мировую культуру в целом», - отметил председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Дмитрий Курдюков.

Всего в рамках проекта «Искусство сохранять» банк обеспечивает бесплатный вход для посетителей 18 художественных музеев в 17 городах России.


 

СПРАВКА

В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). Иероним ван Акен, известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников.

Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. Вероятно, многие вещи не сохранились, но то, что дошло до нас, ставит Босха в первый ряд европейских художников, в котором он оказывается абсолютно самобытным. Отдавая дань уважения гению мастера, Государственный Эрмитаж показывает повторение центральной части самого знаменитого произведения Иеронима Босха - «Сад земных наслаждений».

Оригинал картины находится в Национальном музее Прадо, Мадрид. Он представляет собой триптих со сценами сотворения мира на наружных сторонах боковых створок, изображениями «Райского сада» и «Страшного суда», - на их внутренней стороне. Центральную доску занимает композиция «Сад земных наслаждений». Триптих был создан в начале XVI века. С картины неоднократно делались копии.

Работа последователя Босха поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания художника и антиквара Роберта Ауэра (Прохора Прокопиева). Эрмитажное повторение значительно меньше оригинала. В связи с этим художник, чтобы не перегружать композицию, сократил количество фигур в верхней части картины. Современные комплексные исследования позволили датировать работу 1556 – 1568 годами и утверждать, что она была написана в Нидерландах.

Эрмитажная копия «Сада земных наслаждений» имеет характер отличный от живописи Иеронима Босха. Художник не просто повторяет изображение, а перерабатывает его в соответствии со своим временем и пониманием живописи, придавая картине маньеристические черты.

В ходе реставрации произведения были удалены слои загрязнений, а также несколько слоев реставрационных записей. Среди них необходимо отметить: практически полностью несколько раз переписанное небо, записи на фигурах, изменившие цвет причесок. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Были убраны поздние многочисленные драпировки, закрывающие части обнаженных фигур и меняющие авторское решение. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Возможно, ответ на это могут дать царапины и осыпи явно искусственного воздействия на картину. Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств.

Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника.

Реставрация проведена художником-реставратором Валерием Юрьевичем Бровкиным, в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий В.А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (Заведующая Т.А. Баранова) Государственного Эрмитажа. Дендрохронологическое исследование осуществлено при поддержке общества Британских Друзей Эрмитажа и лично Джеральдин Норман.

share
print