Истории

Надежда Крылова: «Для молодого режиссера короткий метр – это идеальный вариант»

На Ленфильме состоится конкурсный показ фильмов-финалистов пятого по счету фестиваля детского и молодежного короткометражного кино «35 мм». В этот же вечер пройдет торжественная церемония награждения победителей. Корреспондент MR7.ru побеседовал с директором фестиваля Надеждой Крыловой.

В чем Вы видите миссию вашего кинофестиваля?

На тот момент, когда наш фестиваль только начинался, в 2012 году, в Петербурге не было другого кинособытия, в поле зрения которого попадало бы именно детское кино. Да и вообще в России не так много подобных фестивалей. Много молодежного кино, которое есть и у нас, много студенческого. А вот, к сожалению, такое направление, как кино о детях, кино для детей пока у нас не очень развито.

Впрочем, темы, которые поднимаются у нас, они не только детские, они будут интересны разному зрителю. У нас приходят на фестиваль и дети от 8 лет, и подростки, и взрослые. 

Вы проводите вот уже пятый фестиваль короткометражного кино «35 мм». В чем отличие данного фестиваля от предыдущих четырех?

В этом году мы стали международным кинофестивалем. К нам прислали заявки из пятнадцати стран. Причем, среди режиссеров, отправивших свои заявки, не только жители обширного СНГ. У нас представлены абсолютно разные страны: Ирак, Иран, Египет, США, Франция. 

Также в этом году увеличилось количество работ. Оно в принципе растет каждый год. В этот раз отборочная комиссия рассматривала 160 фильмов. 

Ну и наконец, после прошлогодних аншлагов мы решили передислоцироваться. Ранее мы показывали фильмы в кинотеатре «Заневский». В этот раз мы делаем фестиваль на площадке старейшей киностудии города – на Ленфильме. 

Насколько сложно для молодого фестиваля в наши дни становиться международным?

Здесь скорее не столько тяжело, сколько просто возникает необходимость дополнительных затрат по времени. Необходимо расширять информационное поле вокруг фестиваля. Сейчас есть Facebook, благодаря чему можно легче найти и связаться с мировыми кино-сообществами и там рассказать о нашем фестивале.

В этом году для нас было полной неожиданностью, поскольку информация расползается в разных направлениях и мы не всегда можем отследить куда именно, стал целый пласт работ, присланных из Ирака, Ирана и Египта. Один из иракских фильмов даже попал в список финалистов.

Кто в этом году вошел в состав жюри фестиваля?

Председатель жюри – актер Алексей Ведерников, он с нами уже пятый год. Затем у нас есть Тимофей Жалнин – это молодой автор, участник многих международных фестивалей, в том числе Каннского. Мы всегда стараемся, чтобы у нас в жюри был бы кто-то из молодых ребят. Чтобы был более молодежный взгляд. Также в жюри Анна Екатерининская – актриса, преподаватель Института кино и телевидения. Вы могли ее видеть в фильме «Бумажные солдаты» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Почетный гость в этом году – звукорежиссер, заслуженный деятель искусств России Гасан-заде Алиакпер.

Вы упомянули ближневосточное детское кино, представленное на вашем кинофестивале. Чем оно отличается от фильмов наших, или фильмов из других уголков планеты?

Во-первых, все фильмы [ближневосточных авторов] – они разные. Они отличаются по качеству. Есть высокого уровня работы, есть те, что сделаны в большей степени «на коленке». Хотя они все крутятся вокруг одной темы. Там показана война, либо послевоенная разруха. Практически все работы пронизаны политическими конфликтами, которые сейчас охватывают эти страны. Произведения достаточно драматичные, хотя и не без надежды.

Что же касается детей, то они, слава богу, везде одинаковые.

Какие фильмы в этом году попали в финал?

Девять работ: одна из Белоруссии, одна из Киргизии, одна из Ирака. Все остальное – Россия. В этом году меня особенно тронул фильм «Про любовь». Казалось бы, фильм о такой вечной теме, грубо говоря, можно про все фильмы сказать, что они сняты про любовь. Но этот фильм действительно рассказал о любви с неожиданной точки зрения. Или взять фильм из Ирака. Там ребята, главные герои, живут в очень тяжелых условиях. И им помогает в этой непростой ситуации музыка.    

Сейчас нередко говорят о том, что кино для детей в России находится в определенном кризисе. С чем это связано по Вашему мнению? Или такое мнение, по-вашему, является заблуждением?

Ну, в 90-е и 2000-е годы таких яркий работ по уровню, какими гордился советский кинематограф, я не припомню. Но в последнее время ситуация как-то сдвинулась с места, и это плюс.

Мы видим – нам присылают свои работы студенты Института и телевидения, из ВГИКа – основных наших кинематографических вузов. Плюс к нам присылают работы студенты из Узбекистана, Таджикистана, которые учатся в местных своих вузах. Все эти люди снимают детское кино. Значит, думаю я, кризис до некоторой степени пройден, и эти режиссеры будут развивать данное направление.

А кто в основном присылает свои работы на ваш фестиваль?

У нас ограничение по регламенту до 35 лет. Каждый режиссер может прислать до трех своих фильмов.

Какова роль короткого метра в становлении молодых режиссеров?

Для молодого режиссера короткий метр – это идеальный вариант. Потому что короткий метр легче прощает ошибки. Для полнометражного кино нужна команда большая и времени больше. И сложнее найти возможности для показа фильма. Ведь снимаем кино мы для зрителя, а не для того, чтобы положить его на полку. К тому же короткий метр помогает найти поддержку для других проектов. К примеру, мы дарим ценные подарки, в этом году – сертификаты на аренду киносъемочного оборудования. Это часто весомая строка в бюджете.

А есть ли за историю вашего фестиваля уже примеры, когда они сверкнули у нас, а теперь Вы наблюдаете, как их карьера ползет в гору, о них узнают за рубежом?

Да, конечно. Эвелина Барсегян, наша звезда, которая выиграла у нас с фильмом «Один человек вас любит». Она была в Каннах и попала в шорт-лист Манхеттен Шортс. Это кинофестиваль, который показывает отобранные работы по всему миру – это огромное достижение.

Почему, по-вашему, молодые режиссеры берутся за фильмы о детях?

Мне кажется, режиссеры, особенно молодые, они часто снимают о себе.  Мы все были детьми. Самое ценное, когда режиссер искренне рассказывает о какой-то теме. И ему легче всего рассказать о том, что произошло с ним самим. А поскольку режиссер молодой и с ним не так уж и много произошло, то, конечно, в основном он может описать впечатления своего детства и юности. Я думаю, именно поэтому ребята снимают именно об этом. О том, что они сами пережили. В частности, победитель прошлого кинофестиваля с фильмом «Труша» Эдуард Жалнин. Он сам из детдома, и он снял автобиографическую историю, которая выиграла приз зрительских симпатий. Фильм и правда очень сильный, непростой, искренний и доходит до сердец.

Кого Вы ожидаете увидеть на конкурсном показе вашего фестиваля в зале?

Я думаю, что это будут подростки, молодые ребята, а также молодые родители. Да и люди более старшего возраста. Я думаю, что всех их будет объединять любовь к кино. И к короткому метру – это свой особый жанр.

share
print