Истории

Месяц без Вайды

В Петербурге на Новой сцене Александринского театра  вспоминали польского режиссера Анджея Вайду, умершего 9 октября в 90-летнем возрасте. Встреча в Александринском театре была организована по инициативе Польского института.

Вайду в Петербурге вспоминали те, на чью жизнь и творчество режиссер оказал влияние, те, кто знал Вайду лично. Виталий Потемкин, киновед, сценарист, заведующий кафедрой экранных искусств Петербургского государственного института кино и телевидения, вспоминал о встречах с Вайдой в Петербурге – как ходили по местам Достоевского, как режиссер зарисовывал эти пейзажи, говоря: «Это мне пригодится». Вайда экранизировал «Бесов» и создал в Японии спектакль «Настасья», а в Краковском театре поставил спектакли по «Бесам», «Преступлению и наказанию» и «Братьям Карамазовым». В Музее Достоевского, которому в этом году исполняется 45 лет, Вайда был 15 лет назад  - в марте 2002 года.

 

Тогда при поддержке Петербургского отделения Института «Открытое общество» - Фонда Сороса (сейчас даже странно и грустно читать об этом. – Прим. ред.) в музее проходил семинар «Достоевский и Вайда». Вайда лично тогда представлял выставку  «Достоевский. Театр совести» – там были афиши и фото его спектаклей, его рисунки и рисунки его жены художницы Кристины Захватович, а также проводил мастер-классы. Потемкин рассказал на встрече на Новой сцене Александринского театра, что у него сохранились в оцифрованном виде ныне бесценные исходники его записей для телевидения – где живой, творческий Вайда в Петербурге.

 

Копии киновед готов передать Польскому институту. Елена Чижова, российская писательница, лауреат Букеровской премии 2009 года, директор Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба вспоминала, как в 14 лет она впервые увидела фильм Вайды «Пепел и Алмаз», в ДК им. Кирова на Васильевском, как удалось туда с трудом попасть. «Я не могла тогда знать, что кинематограф Вайды будет назван «кинематографом исторического беспокойства», но с тех пор я не знала ни одного великого кинорежиссера, который столь близок был советской интеллигенции, - говорила Елена Чижова. –  Что «историческое беспокойство» будет и у меня  всю мою жизнь. Что Вайда задал трагический камертон XX веку, который звучит до сих пор, что моральный трагизм истории ушедшего века нами до сих пор не осмыслен».

 

Вчера был показан и полутораминутный трейлер нового фильма Вайды. Как сообщает Когита.ру   «Фильм «Powidoki» -«После-образы» в русском переводе, хотя аналогов этого польского слова в русском нет -  фильм-завещание, фильм-предостережение - так пишет польская критика о последнем творении Мастера. Польская премьера фильма состоялась ещё при жизни Вайды, на ежегодном форуме польского кино в Гдыне в сентябре этого года. Фильм рассказывает о столкновении художника с войной и государственным террором.

 

 

Польский художник-авангардист, теоретик конструктивизма, Владислав Стржеминский (Władysław Strzemiński, 21 октября 1893, Минск, - 26 декабря 1952, Лодзь) стал инвалидом на Первой мировой войне (утратил руку, ногу и один глаз), тем не менее, он сумел стать ярчайшим представителем польского авангардизма 1920-х-1930-х годов, основоположником унизма, сооснователем Высшей школы искусств и дизайна в Лодзи. Фильм рассказывает о его столкновениях с цензурой ПНР, идеологией соцреализма и попытками сохранить себя в послевоенной Польше, захваченной сталинской индоктринацией и чистками».

share
print