Истории

Покажу «Ошибку студента Раскольникова»

Петербург отметит 195-летие со дня рождения Достоевского – научной конференцией и возрождением кукольного спектакля по «Преступлению и наказанию».

Нынешний год – год нескольких круглых дат вокруг имени и творчества Федора Михайловича Достоевского – 195 лет со дня рождения писателя, 170 лет со дня рождения его жены Анны Григорьевны, 150 лет как молодая стенографистка Анна Сниткина пришла к писателю, чтобы помочь ему в работе над романом «Игрок», 45 лет как создан и открыт в нашем городе в Кузнечном переулке литературно-мемориальный музей писателя.

Завтра, 9 ноября, в музее в Кузнечном переулке откроется уже сорок первая по счету международная научная конференция «Достоевский и мировая культура», традиционно собирающая исследователей со всего мира – от Японии до Норвегии.

11 ноября в 14:30 состоится возложение цветов к могиле Достоевского в Александро-Невской лавре, а в 15:30 - панихида в соборе Владимирской иконы Божьей Матери.

Наталья Ашимбаева, директор литературно-мемориального музея Достоевского, уже думает о будущем – через пять лет стукнет грандиозная дата – двухсотлетие со дня рождения писателя, чье творчество до сих пор актуально во всем мире. Для директора музея Достоевского самая главная мечта – построить новое здание музея к тому времени. То, что музею тесно, Наталья Туймебаевна говорит постоянно, да и любому посетителю это ясно.

 «Музею в этом году исполняется  45 лет.  Когда он открылся в 1971 году, это стало огромным событием для всех и не только в Ленинграде, и не только в СССР, но тогда и представить себе было сложно, как расширится, разрастется деятельность музея, - напоминаем разговор Натальи Ашимбаевой с корреспондентом MR7.ru, состоявшийся минувшим летом. – Выставки, детские и театральные программы,  концерты, акции, такие как «Ночь музеев» – музею просто тесно, учитывая, что и фонды разрослись, мы буквально по сантиметру выверяем пространство». У музея один полноценный выставочный зал – 65 квадратных метров, того, что в современном музее называется «входной зоной» - нет, потому что гардероб в цокольном этаже вмещает в себя и кассу с «музейным магазинчиком», а вернее сказать «ларечком», туалеты находятся на втором этаже, в общем, с точки зрения современного музейного дела все давно пора менять.

В музее работает театр – на камерные спектакли не попасть, люди записываются заранее, зал маленький, но для небольшого театра вполне достаточно, правда, для актеров не  приспособлено практически ничего – ведь театр возник тогда, когда музей уже работал. В музее бывает, что в одном зале открывается выставка, в театральном зале идет спектакль, а в проходном зале перед ним – представляют книгу или проводят детскую программу. Музейные сотрудники  занимаются перетаскиванием стульев и столов с места на место – чтобы всех рассадить и уместить… Сейчас много говорят об универсальной среде, доступности объектов культуры для людей с ограниченными возможностями, удобной навигации – в музее Достоевского об этом могут лишь мечтать... У сотрудников музея нет нормальных офисных помещений. И музей делит свои площади с жильцами – на лестнице три квартиры по 130 квадратных метров каждая».

Напомним, существует эскизный проект нового здания музея, подготовленный мастерской Евгения Герасимова, но больше никаких движений, кроме одобрения возможного строительства от «культурного» вице-губернатора Владимира Кириллова, нет. Вопрос с землей – а это 400 квадратных метров между зданием, где расположен музей и ФИНЭКом – не решен.

Борис Тихомиров, заместитель директора музея Достоевского по научной работе, отмечает, что весной был подписан указ президента о подготовке к 200-летнему юбилею писателя. Указ рамочный, но там говорится о создании оргкомитета празднования. И тут, как рассказал Тихомиров, власти пока еще не определились – кто будет возглавлять оргкомитет. Если председатель будет уровнем вице-премьера, то это федеральный замах,  ну а если – замминистра по культуре, то это все мероприятия переведет сразу в разряд событий ведомственных. Тогда и про новое здание труднее будет заикаться. Но власть пока молчит, наверное, думает.

Пока наверху думают, на местах делают. Театр «Кукольный формат», вчера получивший сразу два «Золотых Софита», всегда признается в любви к музею Достоевского, который в свое время приютил бездомный театр. Три года назад театр получил помещение, но дружба с музеем лишь укрепляется. Директор театра Елизавета Богословская вспоминает, как вместе с музеем делали проект «Записки из Мертвого дома» – выезжали в Колпинскую колонию, создавали спектакль вместе с юными сидельцами, даже  играли его в музее, а не только в колонии. Потом придумали кукольный спектакль по «Преступлению и наказанию», играли с успехом в Петербурге, Москве, Норильске и Палермо. Сейчас спектакль восстановлен и 11 ноября будт показан в помещении театра на Пушкинской, 20. Называется теперь «Ошибка студента Раскольникова».

А в музее сейчас открыта выставка  «Любить Достоевского... Федор и Анна», построенная на воспоминаниях Анны Достоевской, ее дневника, свидетельств современников. Двадцатилетняя Анна Сниткина познакомилась с писателем, придя к нему 4 октября по старому стилю 1866 года – 150 лет назад – в качестве стенографистки для помощи в его литературной работе. Благодаря использованию стенографии Достоевский смог к назначенному сроку завершить свой новый роман «Игрок» и избежать тяжелой финансовой кабалы, которая ему грозила за нарушение сроков предоставления рукописи по договору с издателем Стелловским. Совместная работа сблизила 45-летнего писателя и его юную помощницу, которая вскоре стала его женой и верной спутницей до конца жизни. Анна Григорьевна была безгранично предана Достоевскому. Она всецело приняла его в свое сердце — с его нелегкой жизнью, пережитыми страданиями, тяжелой болезнью, непростым характером, с его увлечением азартной игрой… Однако, несмотря на все трудности жизни с Достоевским, она всегда знала, что рядом с ней гениальный человек, который много страдал и который нуждается в ее любви и поддержке.

share
print