Истории

В свете «Золотого софита»

В ТЮЗе прошла XXII церемония награждения лауреатов высшей театральной премии «Золотой софит». В этом году статуэтки были вручены представителям почти двадцати театров.

Очередная XXII церемония вручения «Золотых софитов» началась несколько необычно. Своеобразным прологом к ней стало торжественное открытие петербургской аллеи театральных звезд на Пионерской площади перед ТЮЗом. Бушевавшая в городе целый день метель внесла немного экстрима в историческое событие – рабочим то и дело приходилось смахивать налетевший снег, который норовил полностью закрыть собой памятные знаки. Впрочем, тожественности момента это не испортило.

«Аллея театральных звезд, она давно вызревала, – отметил глава номинационного совета «Золотого софита» экс-глава комитета по культуре Санкт-Петербурга Николай Буров, – приходили просто актеры из разных театров и говорили, что замечательной было бы идеей создать аллею звезд. Сначала немножко пугало и отталкивало, что это повторение того, что есть в Голливуде, а с другой стороны, почему нет, если хорошо что-то придумано.

Самая решительная идея пришла в голову дирекции ТЮЗа, этот театр в течение долгих лет является площадкой для проведения «Золотого софита». И замечательно, что Пионерскую площадь обновили в этом году, и появилась возможность взять и сделать закладку [аллеи]. И кто мог предполагать, что именно в день закладки аллеи пойдет такой снег. Но с другой стороны, может, это и напоминает театр: безумно красиво, безумно трудно, но когда-то надо [начинать]. И я уверен, что у нас еще много великих имен, которые найдут свое место здесь».

Первыми двумя людьми, удостоившимися звезд на новой аллее, стали художественный руководитель Малого драматического театра – театра Европы Лев Додин (в своей благодарственной речи он, среди прочих упомянул и покойного журналиста Дмитрия Циликина) и худрук Академического театра балета Борис Эйфман. Им же в этом году достались «Золотые софиты» за «уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

«Я чувствую, что, с одной стороны, жизнь удалась, – поделился эмоциями от церемонии Борис Эйфман, – а с другой стороны, надо многое успеть сделать. Я очень хорошо отношусь к этой истории (к аллее звезд), но надо еще разобраться в этой истории. Потому что в нашем городе работали великие актеры и режиссеры, и было бы не очень справедливо, если бы история этих наших звезд, началась только сегодня, потому что история звездного [театрального] Петербурга началась еще много-много лет назад».

По словам представителей номинационного совета, в этом году наиболее острая конкуренция за «Золотые софиты» традиционно развернулась в категориях, связанных с драматическим театром и балетом.

Наибольшее количество статуэток среди драматических театров получил МДТ. Помимо «Софита» самого Додина, театру достались также награды в номинациях «Лучшая женская роль» (актриса Анжелика Неволина за роль Лени Рифеншталь в спектакле «Синий свет», реж. О. Дмитриев), «Лучшая режиссура» и «Лучший спектакль» («Гамлет», реж. Лев Додин).

Две статуэтки получили спектакли Театра им. Комиссаржевской: Ефим Каменецкий стал лучшим в номинации «Лучшая мужская роль» за образ Вени из спектакля «Бесконечный апрель» режиссера Ивана Латышева (это решение жюри вызвало бурную овацию в зале), а Владимир Фирер стал победителем в номинации «Лучшая работа художника» (за спектакль «Прикинь, что ты Бог», реж А. Баргман). Также два приза отправились в БДТ им. Товстоногова: спецпремию за лучший режиссерский дебют получили авторы спектакля «Три текста про войну» (реж. А. Гончаров, М. Лебедев и Н. Русский), а спектакль «Крещенные Крестами» (реж. В. Фильштинский) по одноименной книге главного художника БДТ Эдуарда Кочергина был отмечен «Софитом» за лучший актерский ансамбль.

«Нашей задачей было просто донести максимально то, что написал Кочергин в своей книге, – отметил после церемонии актер спектакля «Крещеные Крестами» Руслан Барабанов, – Поэтому эта статуэтка (показывает на свой «Золотой софит»), все пять статуэток за актерский ансамбль, – это его [Кочергина] статуэтки, и режиссера Фельштинского».

Среди музыкальных театров, да и вообще среди всех коллективов, безусловным лидером по числу наград стал Мариинский. Его урожай составил пять «Софитов», в том числе в таких важных номинациях как «Лучшая женская роль в оперном театре» (Надежда Сердюк, в спектакле «Опричник»), «Лучшая мужская роль в оперном театре» (Владимир Сулимский в спектакле «Симон Боккенегра»), «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» (Александр Сергеев в спектакле «Медный всадник»). Остальным музыкальным коллективам пришлось довольствоваться лишь одной-двумя статуэтками.

В целом главные награды и специальные премии номинационного совета получили в этом году представители практически двух десятков театров. Это лишний раз доказывает, что даже в непростые времена сценическое искусство в Петербурге живет. Как в очень известных коллективах с многолетней историей, так и в небольших, иногда частных театрах. Это, в свою очередь, дает надежду, что на аллее театральных звезд будет появляться все больше фамилий. Причем не только заслуженных мэтров, но и тех, кто сейчас только делает свои первые шаги на подмостках Северной столицы. 

share
print