Истории

Картины с историей

В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона Штиглица». За сто пятьдесят лет эти картины впервые выставлены публично.

Бывает так, что внимание к художественной выставке привлекают не только сами картины, представляемые публике, но также история, которая с ними связана. Открывшаяся 25 октября в Главном штабе временная экспозиция немецких и австрийских художников из собрания барона Штиглица относится как раз к таким событиям.

Имена таких художников как Ханс Макарт, Мориц фон Швинд, Ханс фон Маре хорошо известны в Австрии и Германии, но не в России. Тем не менее всегда интересно посмотреть на то, что никогда ранее публично не выставлялось.

 

К тому же история картин тесно сплелась с драматичной судьбой петербургского особняка барона Штиглица - основателя Училища технического рисования. Меценат лично заказывал их для украшения своего дома. Причем обращался он как к модным мастерам (к которым тогда относился фон Швинд), так и к начинающим (коим тогда был Ханс Макарт).

После смерти Штиглица полотна, вместе с домом перешли к младшему сыну Александра II Павлу. В 1917 году дом со всем имуществом национализировали. В нем сначала был детский дом, затем проектный институт, затем «закрытое» учреждение, а потом реставрационные мастерские. В 90-е особняк продолжил менять хозяев (некоторое время он принадлежал нефтяной компании «Лукойл»). Все это время картины были доступны лишь сотрудникам располагавшихся там учреждений. Наконец уже в XXI веке здание досталось СПбГУ. Постройке потребовалась реставрация, на время которой полотна было решено перевезти в Эрмитаж. Причем перевозка работ, по словам сотрудников, напоминала спасательную операцию.

шт-1

«Среди работ есть два крупноформатных полотна более чем 5 метров в ширину, - рассказывает младший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Шульц, - чтобы их вынести из здания, эрмитажные реставраторы подготовили их к перевозке - сняли с подрамников, намотали их на специальный вал и краном - через окно 3-го этажа. Этот вал был вынесен из здания, погружен в грузовик и отвезен сюда, в Эрмитаж, где картины были раскатаны и снова натянуты на подрамники. Это редкая история, такие перемещения на валах, по сути, происходят только во время войны или каких-то чрезвычайных ситуаций».

 

Хотя картины выполнены не столь известными мастерами, они будут интересны любителям и знатокам искусства, поскольку показывают основные школы живописи Австрии и Германии второй половины XIX века.

 

«Наибольший интерес вызывает, безусловно, картина «Полуденный отдых при дворе Медичи» Ханса Макарта – это единственное крупноформатное полотно этого мастера в России, - продолжает младший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Шульц. - То есть это первый живописец Австро-Венгерской империи, но в России его крупных работ мы не имеем. Вообще. То есть на территории России больше его увидеть нигде нельзя, ни в Петербурге, ни в Москве. Также работа Морица фон Швинда – «Диана на охоте» - это также единственное полотно этого мастера в России».

 

В целом жанровые картины на исторические и мифологические темы будут интересны любителям классической салонной живописи. И вообще всем тем, кто предпочитает классическое искусство современному. Впрочем, тут не все так просто – для того чтобы попасть к ним, посетителям придется пройти через залы с авангардными работами, в том числе сквозь часть нашумевшей выставки Яна Фабра: «Рыцарь отчаяния — воин красоты». Объясняется это исключительно соображениями удобства. Картины не принадлежат Эрмитажу, а лишь переданы ему на хранение. Некоторые из них слишком велики, чтобы транспортировать их еще раз до завершения реконструкции в особняке Штиглица. Когда реставрация завершится – пока не известно. Поэтому картины решили расположить в специальном зале-трансформере, который позволяет повернуть стены и, не снимая данные полотна, разместить в том же зале уже другую экспозицию.

 

Пока же выставка работает в Главном штабе с 25 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года.

share
print