Истории

Стабильная депрессия

В Госдуме прошли парламентские слушания по основным направлениям бюджетной и налоговой политики на период до 2019 года. Фактически это было нулевое чтение проекта бюджета на ближайшие три года. Ну а позже Минфин утвердил уже и собственно бюджет. Послушав основных спикеров слушаний Антона Силуанова и Татьяну Голикову стало грустно: экономика России будет заморожена еще на несколько лет.

Долгое время мы практически ничего не слышали о ситуации с экономикой в России. Наконец, наступила осень, когда по традиции проходит обсуждение проекта бюджета, в данном случае на 2017-2019 годы. Экономическая повестка началась в понедельник, когда в Госдуме прошли публичные слушания по концепции развития страны. В среду появились очередные поправки в Бюджет 2016 года, а уже сегодня проект Бюджета РФ 2017 рассмотрит правительство, чтобы затем отправить его на проштамповку в ГД.

Попытка связать дебет с кредитом

Нынешний год, оказывается, стал некомфортным не только для большинства жителей страны, но и для верноподданных чиновников. Мы снова секвестрируем бюджет. Пока это еще только проект, но, оглядывая контингент госдумовских «законотворцев», понятно, что его несомненно примут. Теперь доходы федеральной казны 2016 г. запланированы на уровне 13,368 триллиона рублей вместо изначальных 13,738 триллиона, а расходы - на уровне 16,403 триллиона вместо 16,098 триллиона.

Доходы в 2017 году окажутся в номинальном выражении практически на уровне текущего года — 13,44 трлн руб. Общий объем расходов предложен в размере 16,18 трлн руб. В результате дефицит бюджета составит 2,74 трлн руб., или 3,16% ВВП, следует из законопроекта.

Из того, что в первую очередь бросается глаза (ну а как же, запретный плод…) – засекреченные статьи. Это, казалось бы, священная корова, под названием «Минобороны». Так вот, оказалось, что оборонка все-таки пострадает. Если в этом году растраты на гонку вооружений (ну и не только, конечно) составили рекордные за постсоветский период 22 (с хвостиком) процента от ВВП, то в грядущем году под секретом остались жалкие 18%...

Оставшаяся часть бюджета, как рассказал глава Минфина Антон Силуанов в ГД, а именно покрытие дефицита бюджета будет сопровождаться внутренними займами. Оно понятно – резервы кончаются. Как отмечается в Минфине, из Резервного фонда в 2017 году планируется забрать на финансирование дефицита 1,15 трлн руб., и это значит, что Фонд будет полностью исчерпан. К концу бюджетной трехлетки похудеет и ФНБ, где останется около 2,8 трлн руб. (сейчас в нем 4,6 трлн руб.).

Тоже самое и с накопительной частью пенсий – она вновь будет заморожена, но уже на три года. Также Силуанов отметил, что в 2017 году на треть снизятся траты на здравоохранение. Казалось бы, куда еще? На что министр отметил, что эти средства будет замещать Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). К слову, у оного тоже дела не ахти – на будущий год эксперты предрекают долг этой структуры в размере 70 млрд рублей.

Не волнуйтесь, все будет по-старому

Министр, тем не менее подчеркнул, что бюджетный план на три года не предполагает налоговых реформ или повышения пенсионного возраста. Напротив, возможны изменения с точки зрения облегчения для бизнеса доли прямых налогов. Впрочем, нефтяникам все-таки придется напрячься - увеличивается НДПИ, чтобы сохранить сборы с отрасли на уровне нынешнего года. А вот Миллер с его Газпромом острые углы обошел – налоги остаются теми же, хотя ранее Минфин планировал увеличить налоговую нагрузку на корпорацию.

Планируется поднять т. н. «косвенные» налоги (акцизы). Так, на табак они будут повышены почти на 10%. Эксперты уже подсчитали, что сигареты в России из-за этого могут подорожать на 20 рублей со следующего года. В ближайшие три года предложено повысить акцизы на бензин. Это, по словам чиновника, позволит пополнить дорожный фонд и обеспечить баланс федерального бюджета.

Еще одним источником повышения бюджетных доходов станут дивиденды госкомпаний, пакетами акций которых владеет государство. В бюджет предложено зачислять 50% сверхдоходов, что позволит ежегодно привлекать в казну почти полтриллиона рублей.

Наконец, весьма любопытное нововведение. Силуанов предложил снимать своего рода оброк с регионов – доноров в размере 1% от дохода и перераспределять их в наиболее отстающие. Не знаю, как отнесутся к такому предложению регионы с положительным бюджетом.

Контролеры с характером

«Бюджет на предстоящую трехлетку - это бюджет, который позволит обеспечить экономическую стабильность, и бюджет, который нацелен на развитие нашей экономики», - резюмировал министр.

Эта мысль, впрочем, на слушаниях удивила главу Счетной палаты Татьяну Голикову. Она заявила, что «Представленные документы не имеют единой структуры и четкой системы построения»; «Не ясны и мотивы принятия тех или иных решений, на достижение которых они направлены»; «Не обозначены риски реализации отдельных положений, приводящих к выпадающим доходам и возможным социальным и экономическим последствиям» - тезисы, высказанные Голиковой одной строкой.

Голикова указала на еще одну сомнительную инициативу. Она не видит целесообразность законодательного закрепления обязанности собственников земельных участков платить налог на имущество в отношении расположенных на участках объектов недвижимости, еще не введенных в эксплуатацию. Решать проблему нужно через кратное увеличение земельного налога на участки с недостроем. Т. е. Силуанов предлагает брать дополнительную плату с застройщиков, которые либо из-за собственной безолаберности, либо из-за кризиса не сдали в срок свои дома.

Бюджет выживания

В целом же, нельзя не заметить, что мы, несмотря на бравые речи президента, премьер-министра или вице-премьера Улюкаева, не то, что выходим из депрессии, а вновь и вновь загребаем, чтобы настигнуть дно кризиса, а оно все глубже и глубже. Ну а воздуха в легких все меньше и меньше.

Как говорилось выше, доходы казны в 2016 г. – 13,37 млрд, в 2017 г. – 13,44. И это в номинальном выражении! Пусть даже инфляция в этом году сможет оказаться в сетях прогноза Минфина (5,4 – 5,8%), то для того, чтобы России выйти «в ноль», бюджет следующего года в доходной части должен иметь размер более 14 млрд. А если еще взять не т. н. официальный прогноз инфляции, а простой, магазинно-аптечный, тот, с чем сталкивается большинство населения страны?

Как-то недавно наблюдал встречу двух студентов ИТМО, когда первый восклицает: «Привет, что хорошего в жизни?». Второй: «Да ну, брось, плохо все…». Первый: «Так ведь это же и есть стабильность!». Ну а тем временем, мировая экономика за эти три года вырастет примерно на 10 процентов. У них – своя стабильность.

share
print