Истории

Петербургских водителей подвинут «общественные коридоры»

Смольный сделал ставку на развитие выделенных полос для приоритетного движения пассажирского транспорта. Обособленные полосы станут единым, свободным от пробок коридором, который свяжет все районы Петербурга. Автовладельцам придется подстраиваться под новую реальность. Почти как в песне про желтые ботинки: только теперь дорогие иномарки и «Чайки» плетутся по своей полосе, а пассажиры в автобусах быстро проезжают мимо, минуя заторы.

Выбор горожан

Что делать с автомобильными пробками и как сократить время, которое горожане ежедневно убивают в пути по маршруту дом-работа-дом? Над этими вопросами ломали голову чиновники профильных комитетов и эксперты на Транспортном совете при Правительстве СПб под председательством вице-губернатора Игоря Албина. Условия задачи незатейливы. Петербуржцы все чаще делают выбор в пользу поездок на личном автомобиле. И даже при многомиллионном потоке туристов наш общественный транспорт с каждым годом перевозит все меньше пассажиров. При уже рекордном уровне автомобилизации в Петербурге — 329 автомобилей на 1000 человек (2015 г.), ежегодно фиксируется постоянное снижение пассажиропотока как на наземном общественном транспорте, так и в метрополитене — примерно на 23,5 млн. пассажиров в год. Статданные привел глава комитета по транспорту Александр Головин.

Среди причин отказа горожан от поездок на автобусе, трамвае или троллейбусе — медлительность общественного транспорта. Причем, его заторможенность с каждым годом растет: с 2012 года средняя скорость по маршрутам общественного транспорта упала в городе на 3,1%. Транспорт с пассажирами на борту стоит в тех же пробках, что и автомобили, и можно понять выбор горожан: лучше сидеть в своей машине с комфортом, чем стоять (висеть на поручне) в переполненном автобусе. Менее удобный, но более логичный вариант — отказаться от поездок на личном транспорте и освободить дорогу — выбирают единицы.

Оковы пробок

Не только сервис Яндекс.Пробки фиксирует заторы на улицах Петербурга. Весь общественный транспорт в городе оснащен маячками GPS навигаторов, и информация о длительных задержках в движении в режиме он-лайн фиксируется у «Организатора перевозок». По его данным, в Петербурге порядка 1500 регулируемых перекрестков, более 30 из них — причины сбоя в мобильности общественного транспорта, примерно 10 перекрестков — это места ежедневного и массового скопления машин. Среди самых прочных «узлов» — Светлановская пл., где общая продолжительность транспортных заторов составляет до 7 часов в сутки, и пр. Испытателей у ст. метро «Пионерская» — до 12 часов в сутки.

Алгоритм выезда

В Смольном уверены, что спасение города от транспортного коллапса — в развитии общественного транспорта, даже если для этого придется «вставлять палки в колеса» личным автомобилям петербуржцев. Штопором для пробок станут выделенные полосы для общественного транспорта. Эффект очевиден, а расходы минимальны: никаких капитальных вложений, только знаки и разметка.

Сейчас таких полос в городе чуть более десятка, из последних — «выделенка» на Ленинском пр., пр. Медиков, Блюхера и Кантемировской ул. При этом в КРТИ признают, что выделенные полосы представляют собой разрозненную сеть, и ее километраж не значителен: всего 36 км для автобусной сети и 127 км обособленных трамвайных путей. Директор «Центра транспортного планирования Петербурга» Рубен Тертерян сообщил о намерении создать единую сеть приоритетного движения наземного городского пассажирского транспорта за счет соединения разрозненных участков приоритетного проезда в систему коридоров. Предусмотрено строительство 263 км трамвайных путей, 55 км выделенных полос для автобуса, 37 км полос совмещенного движения.

Выделенные полосы создаются за счет сужения проезжей части для остального транспортного потока, что ухудшает положение водителей и пассажиров личных автомобилей. Многие автовладельцы заметили, как существенно увеличилось с августа время проезда через Кантемировский мост и пр. Блюхера. Почти как в песне про желтые ботинки: только теперь дорогие иномарки и «Чайки» плетутся по своей полосе, а пассажиры в автобусах быстро проезжают мимо, минуя заторы.

Но в Смольном уверены, что действуют правильно. И намерены защищать выделенные полосы от сторонних вторжений с помощью камер фото-видеофиксации нарушений. Для желающих пересесть из машины в автобус или метро обещают расширять сеть бесплатных перехватывающих парковок.

Очевидно, что силком никого не заставить отказаться от поездок на личном автомобиле. И вопрос не только в скорости перемещения. Нужно развивать и сеть общественного транспорта с прямыми и пересадочными маршрутами и делать более гибкой систему оплаты проезда, с предоставлением более существенных чем сейчас скидок для тех, кто ездит много и часто. О предложениях «Моего района» по изменению системы оплаты проезда в общественном транспорте читайте в статье «Почему проезд в Москве дешевле, чем в Петербурге»

Эксперт

Владислав Булгаков, блог «Питертранспорт»:
Главный недостаток выделенных полос — практически все они созданы лишь на коротких отрезках магистралей, поэтому общественный транспорт, проходя выделенный для него участок улично-дорожной сети, рано или поздно упирается в общую пробку. Среди примеров подобной незаконченности — Лиговский проспект, где выделенная полоса обрывается за 400 м до важного транспортного узла – площади Восстания. Новый проект выделенной полосы на Ленинском пр. вполне хорош. Он поможет выполнять важную задачу — подвоз жителей густонаселенного Кировского района к метро «Ленинский проспект». Пассажиры могут экономить от 5 до 20 минут, которые ранее они тратили в пробках. Тем самым, существует вероятность того, что общественный транспорт на этом направлении станет более популярным (у троллейбусного № 32 теперь 97% трассы проходят по «выделенке»!) и нагрузка на улично-дорожную сеть снизится.
При этом перспективы у этой выделенной полосы просто огромные. Еще в 2011 году, при губернаторе Валентине Матвиенко, в планах было создание полноценного магистрального выделенного коридора по всему Ленинскому пр., ул. Типанова, пр. Славы и Народной ул. Таким образом, создается полноценная транспортная связь между всеми пятью линиями метрополитена, спрос на которую огромен: достаточно посмотреть на количество коммерческих маршрутов, проходящих по этой трассе сегодня. 
 

share
print