Истории

Молитвенный дом омовения на Еврейском кладбище реставрируют в Петербурге

В Петербурге на Преображенском (Еврейском) кладбище за средства городского бюджета по программе КГИОП идут реставрационные работы на объекте культурного наследия - Молитвенном доме омовения.

Каменный Дом омовения и отпевания на Еврейском кладбище был открыт в 1912 году на месте обветшавшего деревянного. Построено здание было по проекту архитектора Якова Гервица – выпускника Высшего художественного училища при Императосркой Академии художеств по мастерской Леонтия Бенуа. Средства на здание собрала Еврейская община.
 
Марк Грубарг, нынешний председатель Еврейской общины Петербурга, говорит об уникальности Молитвенного дома омовения – это архитектурный шедевр с боковыми галереями, на которых некогда были размещены рельефные изречения из священных текстов, и с техническими новинками, применявшимися в строительстве в то время. Проектирование сводов над центральным молитвенным залом, апсидой, центральным вестибюлем и галереями, а также арок и стен барабана, колонн и аркад галерей поручено было инженерам петербургского товарищества «Железо-Бетон», тогда монолитные железобетонные конструкции только-только начали применяться.
 
Дом омовения — не просто архитектурное сооружение. Он обязательно должен был быть на еврейском кладбище, потому что прежде чем хоронить еврея, необходимо было выполнить определенные процедуры. Этим правилам были уже не века, а тысячелетия, и все ритуалы исполнялись в точности.
 
«Умершего привозили на кладбище, приносили в Дом омовения, где в специальном зале омывали тело 40 литрами воды. Все приехавшие проститься с покойным ожидали завершения этой длительной процедуры. Потом умершего одевали в специальную одежду, которая обязательно изготавливалась вручную. Потом тело выносили в общий зал, где читались молитвы. К Дому омовения вели четыре входа. У каждой галереи были свои ворота. Это тоже не случайно. Через один вход — центральный — в Дом омовения вносили покойного. Остальные были предназначены для людей, которые пришли проститься. Мужчины и женщины заходили через разные галереи. В главном зале обязательно был хор (балкон для хора сохранился в Доме омовения и сейчас). И лишь потом умершего несли к месту погребения. Хоронили тогда без гробов. После погребения читали  кадиш, и на этом церемония завершалась», — рассказывает директор Еврейского (Преображенского) кладбища Аркадий Масенжик.
 
Дом омовения пережил блокаду, потом, когда в 1968 году на кладбище запретили хоронить, пришел в совершенный упадок. Здесь был склад, понятное дело, здесь было разрушено все, что только может быть разрушено, не миновала здание и участь погорельца – было несколько пожаров. Остались лишь люстра на семь ламп в зале ожидания и метлахская плитка на полу. Общине здание передали в 2008 году. В 2015 году началась реставрация за счет городского бюджета – почти 9 млн рублей в прошлом году потратили на крышу здания, около 60 млн рублей в этом году – на усиление стен и конструкций, реставрацию фасадов, реставрацию и воссоздание оконных заполнений.
 
Как говорит председатель КГИОП Сергей Макаров, в 2017 году начнутся  реставрационно-ремонтные работы внутри здания.
 
Аркадий Масенджик сообщает, что зал омовения вернет себе свою функцию. А вот в зале ожидания думают создать музейное пространство, чтобы рассказать о тех людях, которые покоятся на кладбище – художниках, врачах, инженерах, ученых и педагогах. И тех, кто погиб в Ленинграде в блокаду.
 
Пока еще нет концепции музея, но ясно  то, что он будет создаваться на средства Еврейской общины города.
share
print