Истории

Почему проезд в Москве дешевле, чем в Петербурге

С 2017 года в Петербурге вновь подорожает общественный транспорт: об этом Комитет по тарифам сообщил депутатам ЗакСа на «нулевом» чтении проекта бюджета. «МР» пытался разобраться в тарифной кухне и понять, почему петербуржцы платят за метро больше москвичей.

К чему готовиться

По предварительным данным Комитета по тарифам, за поездку в наземном транспорте в новом году придется платить уже не 30, а 32 рубля, на столько же увеличится в цене и проезд в метро: с 35 до 37 рублей. Стоимость абонементов — единых проездных билетов также может вырасти на 6-7%.

Никаких решений еще не принято, но вектор перемен понятен: дешеветь проезд в общественном транспорте Петербурга точно не будет. Более того, вырастут не только расходы каждого из горожан, но и траты городской казны на так называемое субсидирование перевозок пассажиров общественным транспортом — чтобы компенсировать разницу между реальными затратами перевозчиков и нашей платой за проезд.

Выкладки перевозчиков впечатляют. Как сообщил депутатам глава Комитета по тарифам Дмитрий Коптин, «Петербургский метрополитен» называет рентабельной перевозку пассажиров при цене жетона в 48 рублей. «Пассажиравтотранс» уверяет, что все убытки покроют билеты в 40 рублей. Для поддержания самого экологичного и дешевого в мире электротранспорта нужно еще больше: «Горэлектротранс» считает оптимальной цену за проезд в 45 рублей. В итоге набегает колоссальная сумма в 26,3 млрд рублей – именно столько в этом году составит компенсация от Смольного для метрополитена, «Горэлектротранса», «Пассажиравтотранса» и других транспортных компаний.

50 пишем, 26 в уме

Мы не ставим под сомнение расчеты перевозчиков и тарифного комитета, но решили сопоставить тарифную политику в сфере общественного транспорта в Петербурге, в Москве и в Венеции — крупных мегаполисах, культурных и туристических центрах.

Сравнение оказалось не в пользу Питера.

Первое, что бросилось в глаза, это несовершенство питерской системы «Подорожник» (и прочих электронных карт и проездных абонементов). У нас, как в Москве и в Венеции, действует принцип: чем больше ездишь или заранее (на месяц, неделю вперед) оплачиваешь проезд — тем меньше обходится тебе каждая поездка. Но на этом сходство и заканчивается.

Судите сами.

В Москве при утвержденной стоимости поездки в метро в 50 рублей, используя карту «Тройка» (наш вариант «Подорожника») реальные расходы на треть (!) меньше, причем с первой поездки. Поездка на метро и монорельсе — 32 рубля, поездка на наземном транспорте — 31, поездка на метро и наземном транспорте по тарифу «90 минут» с пересадками — 49 руб.

И это не предел экономии.

Если купить через «Тройку» сразу 60 поездок на метро, то каждая будет стоить всего 26 рублей. В Петербурге максимум, что можно сэкономить – это рубль с каждой десятой поездки в метро и всего 5 рублей (7%, а не 50%, как в Москве), если купить сразу 40 поездок.

Не в нашу пользу и сравнение стоимости месячных проездных билетов: единый на месяц в первопрестольной стоит 2550 рублей, в северной — 2690 рублей с тем же лимитом в 70 поездок в метро. Разница в стоимости проездных для студентов еще существеннее: 365 рублей в Москве и 960 рублей в Петербурге, причем, в столице количество поездок по студенческим проездным не ограничено как в метро, так и в наземном транспорте.

Учитывая, что реальные доходы москвчией, как минимум, на треть выше питерских, они, по сути, вообще ездят даром.

Транспортный нативизм

Возникает резонный вопрос, а кто же в Москве ездит за 50 рублей, если можно воспользоваться общественным транспортом за полцены?

Ответ очевиден — туристы и командировочные, которые приезжают на день и им не выгодно для двух поездок в метро (100 рублей) покупать карту «Тройка» (50 рублей). По сути, общественный транспорт Москвы живет за счет приезжих, которые платят за проезд по «себестоимости».

Такая же система — тарифы для своих и для чужих — существует и в Венеции. Причем, в отличие от Москвы, где в общем-то никому не запрещено купить карту «Тройка», в Венеции есть официальное разделение пассажиров на местных жителей, имеющих карту горожанина, и приезжих. Разница в тарифах глобальна: одна поездка в вапоретто или автобусе — 1,5 евро для венецианца и 6 евро — для туриста; для местного абонемент на 5 дней (10 поездок с возможностью пересадок в течение 75 минут с водного на наземный транспорт) — 14 евро, для туристов за такие деньги можно купить только единый билет на один день (20 евро), максимум, что можно сэкономить, это абонементы на три дня за 40 евро и неделя за 60.

Кстати, в Таллине местные жители вообще пользуются транспортом даром: за проезд платят только иногородние.
 

share
print