Истории

ДТП: ущерб один – оценки разные

Что делать, если оценка ущерба от ДТП, которую дают страховщики, далека от реальной

Анатолий Мирошниченко, стаж безаварийного вождения 29 лет:

"Под крылом"

На знакомство со страховой компанией «Росгосстах» мы с женой оказались обречены солнечным июльским днем, когда автомобиль марки «Газель», ведомый абсолютно трезвой рукой симпатичного Ивана Васильевича М., внес радикальные изменения в незатейливый дизайн нашего ВАЗ 2109.

Так как полис ОСАГО, который нашелся у Ивана Васильевича, был выписан ООО «РГС-Северо-Запад», на следующий день мы отправились по адресу улица Салова, 70, в Департамент урегулирования убытков этой страховой компании.

Нам предложили присесть в просторном зале, изобилующем рекламными материалами, повторяющими «на разные лады» рекламный девиз «Под крылом сильной компании», и заполнить несколько бланков. В их числе было заявление с просьбой произвести осмотр нашего автомобиля. Вчитавшись, мы поняли, что это, по сути, является заявлением поручить оценку ущерба от ДТП компании «Автоконсалтинг Плюс». Наш вопрос о том, возможно ли произвести оценку в какой-либо другой независимой компании, был встречен с пониманием: «Возможно, но «Росгосстрах» признает оценку только независимой компании «Автоконсалтинг Плюс».

Слегка озадаченные таким ответом, мы осмотрелись по сторонам и поняли наивность своего вопроса. Действительно, зачем принимать во внимание экспертизы независимых компаний, когда, по счастливому стечению обстоятельств, в соседнем помещении, буквально «под крылом» находится абсолютно независимая компания «Автоконсалтинг Плюс». Всем удобно: и потерпевшим в том числе.

На все действия, включая осмотр автомобиля экспертом, мы потратили часа полтора-два. На прощание администратор пригласила нас позванивать, дабы узнать результаты оценки. Сев в машину, мы решили было ехать домой. Однако ощущение подвоха заставило обратиться в другую независимую оценочную компанию. В компании «Х» нас выслушали, сфотографировали (автомобиль, естественно) и предложили заехать за заключением через несколько дней.

Так как наш 2109 по определению является не роскошью, а средством перемещения в пространстве, мы потратили еще несколько часов на выбор станции технического обслуживания и отдали автомобиль в ремонт.
Через несколько дней на наш банковский счет поступила некая сумма из ООО «РГС-Северо-Запад».

Мы снова отправились на улицу Салова. Выяснилось, что решение о величине ущерба уже принято, является окончательным и обсуждению, а тем более обжалованию не подлежит. Кроме того, администратор сообщила нам, что никаких документов, сопутствующих принятию решения, нам не дадут и не покажут. «Это «внутренние» документы компании…»

Два совета «идущим следом»

1. Если реальная стоимость ремонта значительно превышает сумму оценки, которой руководствуется страховая компания, не стесняйтесь обратиться в суд.
По закону вы можете обратиться в суд по месту вашей прописки или по месту нахождения (юридическому адресу) страховой компании.
Что лучше?

С одной стороны, в судебном участке по месту нахождения страховой компании ее (компанию) уже знают, и рассмотрение таких дел там не редкость. С другой - вы рискуете почувствовать себя на заседании суда незваным гостем, вторгшимся на встречу старых знакомых: работников суда и представителя страховой компании. Как это было в нашем случае.

2. Если вы планируете восстановить свой автомобиль до предполагаемого обращения в суд, точнее, проведения назначенной судом экспертизы, запаситесь экспертным заключением одной из независимых компаний, выбранной вами. В нашем случае, фотографии, сопровождавшие это заключение, были единственным источником информации для судебных экспертов.

В этот момент слова «Под крылом сильной компании» стали обретать для нас доселе неведомый смысл. Желая удостовериться, что произошла ошибка, мы записались на прием к должностному лицу. Лицо приняло нас через несколько дней и оказалось начальником экспертного отдела Чердынцевым Александром Сергеевичем.

Мы изложили суть вопроса и замолкли. Александр Сергеевич на мгновение поднял глаза к потолку, будто желая убедиться, что он-то точно находится «под крылом», и ответил, что решение окончательное и может быть обжаловано в суде. На наш вопрос, где можно отремонтировать автомобиль за те деньги, которые насчитала оценочная компания «Автоконсалтинг Плюс», Александр Сергеевич ответил, что несомненно такие места существуют, но назвать конкретный адрес почему-то затруднился.

Жившее в нас до того момента ощущение подвоха, уступило место уверенности в обмане, к тому же наш автомобиль был уже отремонтирован, а сумма потраченная на его ремонт почти в 2 раза превышала поступившую на счет в банке.

Мы решили обратиться в суд

Суд предложил нам пройти еще одну экспертизу (за наш счет), на основании выводов которой будет принято решение. На сей раз это был Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы. Результат, который мы узнали потом из решения суда, оказался неожиданным: стоимость восстановительных работ, рассчитанная этой организацией, превысила не только сумму, выплаченную нам ООО «РГС-Северо-Запад», но и сумму, в которую оценила ремонт компания «Х».

Что из всего этого получилось?

1. Сумма ущерба, которой руководствовалось ООО  «РГС-Северо-Запад» - 23269,75 руб.
2.
Сумма оценки независимой компании «Х» - 32426,01 руб.
3. Сумма оценки Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы – 34016,36 руб.
4.
Реальная стоимость ремонта52247,60 руб.
5. Стоимость экспертизы в компании «Х» – 1200 руб.
6.
Стоимость экспертизы в Северо-Западном региональном центре судебной экспертизы – 4270 руб.
7.
Суд постановил взыскать с ООО «РГС-Северо-Запад» разницу между ранее выплаченной суммой и суммой оценки Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы, а также сумму, компенсирующую все расходы, вызванные нашим обращением в суд, включая оценку в компании «Х», оценку в Северо-Западном региональном центре судебной экспертизы и госпошлину.

P.S. На публикацию "Под крылом" компания "РГС Северо-Запад" отреагировала моментально. Материал еще не вышел в газете (а только появился на сайте), как мы получили ответ, в котором представитель компании уверил нас, что история - прошлогодняя, сейчас все сильно изменилось к лучшему, и таких мытарств, как у нашего автора, больше не будет ни  у  кого. Мы полностью приводим текст ответа, оставляя за собой право удивиться, как "независимая оценочная компания" может быть одновременно "партнером" страховой фирмы и находиться с ним в смежном  помещении.

Константин Алтунин, Заместитель директора управления урегулирования убытков ООО «РГС Северо-Запад»: 

Оценку размера ущерба по ОСАГО выполняет, в соответствии со ст. 45 Правил ОСАГО, независимая оценочная компания. «Автоконсалтинг Плюс» - это професисональный оценщик, федеральный партнер компании Росгосстрах. Расчет суммы страхового возмещения производится по методике рекомендованной Российским Союзом Автостраховщиков.

В соответствии с Правилами ОСАГО оценка возмещения осуществляеся с учетом износа запчастей, и среднерыночных цен на работы. И данные по ценам на запасные части обновляются в программе расчета ежеквартально. А автовладельцы, в подавляющем большинстве случаев, желают установить новые запчасти вместо старых, соответственно и цена на них будет больше, чем расчитанная с учетом износа. Но действующие государственные тарифы ОСАГО устанавливают именно такой порядок расчета возмещения – по фактической стоимости имущества с учетом износа.

Случай, который приведен в публикации, произошел в июле прошлого года. С тех пор Росгосстрах открыл новый Центр урегулирования убытков, а главное - качество урегулирования в компании существенно улучшилось. Изменен порядок документального сопровождения выплат: по запросу клиента центр урегулирования убытков Росгосстраха выдает и страховой акт, и сметы расчета.

В январе 2007 нашей компанией было получено уведомление от «Автоконсалтинг Плюс» о существенном повышении стоимости ремонтных работ. В итоге неизбежного роста стоимости и запчастей, и услуг - увеличилась и сумма выплат.

В настоящее время у оценочных компаниий нет единого подхода к расчету стоимости, из-за чего возникают различия в оценках страховой выплаты. В обсуждаемом примере размер ущерба, рассчитанный в оценочной компании «Х», был выше чем Автоконсалтинг Плюс», но ниже чем размер ущерба, расчитанный СЗРЦ судебной экспертизы. В практике Росгосстраха были и обратные случаи, когда расчет ущерба, проведенный по поручению федерального суда, был ниже оценки от «Автоконсалтинг Плюс».

Практика работы не дает оснований не доверять оценочной компании «Автоконсалтинг Плюс». Мы гарантируем, что урегулирование убытков по ОСАГО в РОСГОССТРАХ осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством.

share
print