Истории

В декорациях «дворянского гнезда»

В Зубовском флигеле Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село» - в тех самых залах, где были личные покои Екатерины, а ныне – выставочное пространство, музей-заповедник совместно с Петербургским филиалом Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (у студентов-историков петербургской «Вышки» получилась неплохая практика) открыл выставку «Особняк Кочубеев. «Дворянское гнездо» в Царском Селе».

Обилие кавычек в заголовке – не случайно. Потому что все эти великолепные образцы мебели – модерн, второе и третье рококо, ампир, неоампир, весь этот фарфор, достойный императорских дворцов, старинные часы, скульптура, картины, вся эта красота – не убранство того самого особняка Василия Петровича Кочубея – главного церемониймейстера Императорского двора, выпускника Петербургского университета, человека, владевшего не только огромными угодьями на Украине, откуда он был родом – в Полтавской и Черниговской губерниях, но и семью иностранными языками, среди которых пять – восточные. Где убранство кочубеевского гнезда – неизвестно, рассеялось, рассыпалось после катастрофы 1917 года. Только фото 1914 года остались – можно увидеть увеличенные огромные черно-белые фотографии покоев особняка на выставке.

Ираида Ботт, заместитель директора по науке ГМЗ «Царское Село», отмечает, что вещи на выставке – «качественные, типичные для убранства состоятельного дома околоимператорского круга», а некоторые – например, часы из бронзы и малахита, которые венчает конная статуэтка наследника, будущего императора Александра Второго в атаманском мундире, – просто шедевр, уровень императорского и великокняжеского дворов. А напольная ваза эпохи модерн с зимним пейзажем! Есть большая уверенность, что подглазурная роспись выполнена одним из ведущих художников Императорского фарфорового завода Григорием Зиминым. Вот бюст юной женщины под покрывалом – его автор виртуоз Виктор Бродзский, его работы есть и в коллекции Екатерининского дворца. «Но никогда и никто не ответит вам, откуда эти вещи, кто были их хозяева и как они попали в бывший особняк Кочубея, - продолжает Ираида Ботт. Все это – госсобственность под охраной КГИОПа. Логически рассуждая, думаю, что все они – из окрестных знатных царскосельских домов, формировалась коллекция во времена печальные».

Сам Кочубей после революции покинул Царское. Сначала в родовое гнездо – украинскую Згуровку, откуда родом Василий Петрович, уехала с восемью детьми его жена, она же - его троюродная сестра Варвара Васильевна. Хозяин покинул дом в 1918-м, есть легенда, что, оставив все богатство в неприкосновенности, черкнул в прихожей записку: «От России получил – России возвращаю». Уезжал спешно, потому что до этого отказал Луначарскому, предлагавшему должность в Народном комиссариате иностранных дел «под началом товарища Троцкого»: «Я присягал Государю и на другое правительство работать не буду». Умер Кочубей своей смертью в Варшаве, в 1940-м. А в украинской Згуровке до сих пор сохранились могилы других Кочубеев.

Особняк Кочубеев, выстроенный только к 1914 году по проекту Николая Ласнере и Александра Таманова, был «дворянским гнездом» только четыре года. Потом его национализировали, вещи рассеялись. В 1927-м здесь открыли Дом ветеранов революции 1905 года. Сколько уж их уцелело в годы Большого террора – неизвестно. Потом, когда пришли нацисты, особняк заняло гестапо. Здание не сгорело и не было взорвано, но что творилось в те годы там… После войны старинный дом отреставрировали и к 1949 году здесь уже разместился Дом отдыха работников Ленинградского обкома КПСС, тогда-то и появилась вся эта коллекция прекрасной мебели. С 2012 года здесь находится учебный центр НИУ ВШЭ.

Царскосельские музейщики, создавая выставку, в особую маленькую экспозицию выделили кресла и стулья из игральной комнаты цесаревича Алексея из Александровского дворца. Детская половина семейного дома Романовых – Александовского дворца, откуда Николай с семьей был отправлен в путь, приведший в подвал Ипатьевского дома, была закрыта в 1931-м, а вещи разошлись по «детучреждениям Детского Села», в итоге в особняке Кочубея оказались стулья и кресла. Восемь стульев музей-заповедник уже получил на постоянное хранение, надеется получить и кресла.

Вот такое условное «дворянское гнездо» - с поправкой на разорение революцией и войной – можно увидеть в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Директор музея-заповедника Ольга Таратынова тоже говорит о «символическом названии» и напоминает слова барона Николая Врангеля: «И сколько ни сохранять старинных дворянских гнезд и обстановок, где жили персонажи «Войны и мира» и «Месяца в деревне», все же никогда не воссоздать атмосферы быта и общей спокойной гармонии. Актеры все вымерли; остались лишь декорации игранных ими пьес».

IMG_8509

IMG_8522

IMG_8511

IMG_8544

share
print