Истории

Анна Каренина для Сергея Соловьева - мерило женщины

Сергей Соловьев о любви и измене, российском и американском зрителе, Абдулове и Янковском.

  • Karenina_1.jpg
  • Karenina_2.jpg
  • Karenina_3.jpg
  • Karenina_4.jpg
  • Karenina_5.jpg
  • Karenina_6.jpg
  • Karenina_7.jpg
  • Karenina_8.jpg
  • Karenina_10.jpg
  • Karenina_11.jpg
  • Karenina_12.jpg
  • Karenina_13.jpg
  • Karenina_14.jpg
  • Karenina_15.jpg
  • Karenina_16.jpg

31 мая в Михайловском театре оперы и балета прошла мировая премьера фильма Сергея Соловьева, над которым он трудился 10 лет – экранизация романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Кинолента уникальна по многим причинам. В ней снялись два любимейших российских актера, так премьеры и не дождавшиеся – это Александр Абдулов и Олег Янковский. Картина была снята всего за полтора года, но над замыслом Сергей Соловьев работал более 10 лет… Съемки проходили не в павильонах Мосфильма, а в исторических дворцах Петербурга, Москвы и родовом поместье Толстого Ясная Поляна.

Перед премьерой режиссер признался, что предложи ему на выбор: открыть «Карениной» Каннский фестиваль или показать картину в Михайловском, он бы выбрал Петербург. И только об одном жалел: что нет с нами Олега Янковского, еще десять дней назад твердо пообещавшего приехать на премьеру в Михайловский…

По словам Сергея Соловьева столь длительный срок работы над картиной объясняется его желанием «пересказать кинематографическим языком не изуродованную, не придуманную, а настоящую русскую историю. И в этом мне помогли иллюстрации к роману «Анна Каренина», созданные величайшим русским художником Михаилом Врубелем».

Так совпало, что именно эта картина стала последней работой Александра Абдулова и Олега Янковского. Оба актера намеренно не смотрели отснятый материал, потому что очень хотели присутствовать на премьере.

«И тот, и другой сыграли блистательно, и они страстно хотели попасть на премьеру в Петербург. Отказались смотреть картину со мной вместе в Москве, в зале Мосфильма. Олег Иванович еще десять дней назад говорил мне: «Нет такой причины, по которой я бы не приехал в Михайловский на премьеру. Как бы себя ни чувствовал… Не могу же себя так плохо чувствовать, что не приеду. Будет мне плохо, наколюсь и приеду!» Но вот, видите, не случилось. Хотя, конечно, и он, и Саша Абдулов здесь, с нами…», - говорит Соловьев в интервью Фонтанке.ру.

«Олег Иванович был солнцем, вокруг которого мы все как планеты вращались. Я благодарна судьбе, что мне так повезло», - вспоминает Татьяна Друбич, сыгравшая в фильме главную героиню.

Об Анне

«Ричард Гир, когда узнал, что я буду ставить «Анну Каренину», сказал: «Процентов восемьдесят пять голливудских актрис мечтают сыграть Анну Каренину. Правда, ни одна ее не читала», - сокрушается режиссер.
В мире насчитывается около тридцати экранизаций «Анны Карениной». Одной из лучших Анн считается российская актриса Татьяна Самойлова.

Роль Анн также в разное время исполняли Грета Гарбо, Вивьен Ли, Софи Марсо.

В фильме Сергея Соловьева Анну сыграла Татьяна Друбич, однако благодаря режиссеру, это не получилась картина одной роли. Образ чувственного и по-толстовки человечного мужа Анны создал не доживший несколько недель до премьеры Олег Янковский.

По словам Татьяны Друбич она не пыталась копировать кого-то из своих великих предшественниц. «Я прислушивалась лишь к себе и к самой Анне Катериной, а не «подсматривала» этот образ у других», — утверждает актриса, которой роль Анны давалась мучительно и с трудом.

«Для меня интереснее всего, конечно, толстовская Анна Каренина, я думаю, она самая правильная и точная. (…) Главное, я поняла, что Анны Карениной хватит надолго и на всех актрис. Ее душа — бездна, ее можно сделать «белой», «черной», какой угодно. И, пожалуй, самое сложное для меня было полюбить Анну, потому что, кроме Сергея Соловьева, Анну так никто и не полюбил, в том числе и Толстой».

Режиссер и не скрывает своей любви к героине. «Для меня Анна Каренина — это мерило женщины», — сказал он.

«В ней нет ничего, что бы я не понимал, чего бы я не уважал и что бы я не готов был ей простить. А это для меня самый высокий критерий в отношении женщины. И еще очень важно, что «Анна Каренина» – первый роман русского Серебряного века. Сам век еще не наступил, а роман уже был, потому что Толстой почувствовал этот тип женщины, из которой потом появились выдающиеся поэты Марина Цветаева, Анна Ахматова, Зинаида Гиппиус. Все они – женский архетип. Цветаева, когда ее спросили, как вы думаете, бывает любовь несчастной, ответила: «А что, разве бывает любовь счастливая?» И это, в сущности, правда: счастливой любви не бывает».

Картина не про измену, а про любовь

Киноверсия «Анны Карениной» рождалась не в павильонах Мосфильма, а в исторических дворцах Петербурга, Москвы и родовом поместье Толстого Ясная Поляна. Чтобы передать атмосферу и нравы того времени, конца 19 – начала 20 веков, над картиной трудилась огромная группа художников. 150 костюмов сшили вручную. Соловьев очень опасался испортить героев Толстого «дешевым осовремениванием».

Сергей Соловьев в своих интервью часто возвращается к вопросу – о чем книга? «Мы привыкли думать, что «Анна Каренина» это книга об измене. На самом деле это книга о любви. Но несмотря на это, из книжки все помнят только о том, что она изменила мужу и бросилась под паровоз. Восторжествовало такое мещанское отношение к сюжету — не изменяй мужу, и будешь жить долго и счастливо. А будешь мужу изменять — тут тебе и паровоз».

В интервью корреспонденту сайта Прочтение.ру Сергей Соловьев рассказал как он впервые познакомился с романом: «Однажды летом, когда я уже давно вышел из школьного возраста, мы с друзьями поехали на дачу, выпивать и закусывать. Дачи в действительности не оказалось — какой-то садовый домик и картофельное поле. К тому же дикая жара, что в домике, что на улице. Я взял раскладушку и пошел загорать. Потом подумал: «А что это я просто так загораю. Пойду, найду какую-нибудь книжку». Нашел книжку с оторванными первыми страницами, стал читать и сгорел до волдырей — не мог оторваться. Это была «Анна Каренина». Я прочитал ее всю — читал, когда уже стемнело, читал, когда ехал назад в электричке. Она меня поразила не какой-нибудь общественно-полезной или лично мне полезной мыслью. Она меня поразила своей художественной красотой и картинами жизни».

Про Кити и Левина

Режиссер считает, что приблизился к пониманию книги и женщины. Он говорит о безумной любви Анны Карениной и сравнивает это со своим опытом: «У того, почему Анна Каренина бросилась под поезд, есть множество причин. Их все и не назовешь. Но главное — страх, что уйдет любовь. Чудовищный страх. Это ужасно, когда человек любит и вдруг понимает, что это ни от чего не зависит. И если любовь уйдет, никто уже не сможет это исправить. Я, встречая женщин, которые мне когда-то нравились, иногда с изумлением думаю, что меня могло с ними связывать. Я пялюсь на них и не могу понять, что это было — наваждение случилось, пьян я был... Это страшное чувство. А в случае Анны Карениной особенно страшное. Так что смерть Анны Карениной, это у Толстого не морализаторство, это живая жизнь. Морализаторство Льва Николаевича это скорее Кити Щербатская. Толстой теоретически знает, что хорошо бы каждому Левину найти свою Кити. Но как умный человек и потрясающий художник, понимает, что, во-первых, Кити дура. Что вы так на меня смотрите? Ну дура она. Во-вторых, эта история дико попахивает Годом семьи. Есть тут что-то телевизионно-успокаивающее. Плодитесь и размножайтесь, и вообще мы будем самая сильная нация в мире...».

Про Долли и Стива

Сергей Соловьев считает одним из интереснейших персонажей книги – Долли.
«Есть по поводу Долли один интересный момент. Про него я не сам понял, мне Левинталь сказал (главный художник-постановщик Большого театра). Мы с ним разговаривали на эту тему, и он меня спросил, понял ли я, кто такая Долли. Я ему ответил, что, конечно, понял. На что он мне ответил, что я ничего не понял, и чтобы понять, кто такая Долли, надо уяснить один момент. Когда Долли уезжала от Анны, та ей так заморочила голову, что она ехала и думала: «Наверное, и мне надо с кем-нибудь изменить Стиве». Но не могла понять с кем. Понимаете, ей вдруг очень захотелось изменить, но она не знала с кем. Я это как-то пропускал, а умный Левинталь заметил. Что? Нет, никакое это не морализаторство. Наоборот. Долли хотела изменить мужу с кем-то именно с точки зрения морализаторства. Но не знала с кем. Это уже не морализаторство, это мораль».

Асса и Анна

По замыслу Сергея Соловьева фильм «Асса-2» выйдет в прокат на семь дней раньше «Анны Карениной»: «Мне очень важно, чтобы они вышли вместе. И чтобы был правильный премьерный день. Мы готовим два презентационных премьерных дня — один в эстетике «Ассы», другой в эстетике «Анны Карениной». Я буду очень рад, если «Асса-2» станет по отношению к «Анне Карениной» своеобразным паровозиком. Или большим паровозом, который еще раз раздавит Аню. Не могу сказать, что я так задумал, но, когда они вдруг начали объединяться, это стало хорошо и очень художественно».

Премьера в Михайловском – аншлаг

Фильм планировали показать всего один раз, но желающих было столько, что понадобилась два сеанса: в 19.00 и 22.00. Билеты были распроданы за один день, и в обоих случаях – полный аншлаг.

Как пишет Фонтанка.ру на площади у театра постелили красную дорожку, установили скульптуру Анны, выставили на всеобщее обозрение уникальные костюмы героев картины, повесили огромные фотографии актеров.

На премьере режиссер признался, что на Западе интереса к картине у деловых людей значительно больше, чем у нас: «Наши боятся – а как мы объясним самым простым молодым людям, кто такая Анна Каренина?! Роман Толстого уже мало кто знает. Никому, мол, это уже не интересно. (…) И все-таки я думаю лучше о наших людях». Он считает, что все-таки публика в Росси разная, а вот кинопрокатчики привыкли ориентироваться только на тот слой людей, «которая любит поп-корн»: «Еще есть огромное число людей, что не рвутся жевать поп-корн лежа с девушкой в кинозале, а хотят сидеть и внимательно смотреть на экран. Их тоже нужно понять, они нормальные российские люди, конституционно имеют право на свою радость…».

В российский прокат "Анна Каренина" и "2-Асса-2" выйдут осенью. В тоже время Соловьев планирует выпустить и третий фильм Соловьева «Агу, или Одноклассники»: «Это будет чистый сумасшедший дом. (…) Вот возьму, и эту странную, безумную обойму из трех фильмов выпущу на экраны».

Американцы просили изменить конец фильма

Сергей Соловьев подтвердил журналистам, что американские коллеги просили его изменить финал ленты: «Предлагали любые деньги. Только измени финал, а то ведь не поймет американский зритель всей этой трагедии. Но мое мнение, что ни одна человеческая жизнь не заканчивается хэппи-эндом. И в то же время вся человеческая история в принципе очень напоминает то, что в конечном итоге как-то может обернуться хэппи-эндом. Просто никто не знает, в чем «хэппи» и в чем «энд»…»

«Мы озвучили «Анну Каренину» в Голливуде, и я понял, что некоторые вещи американцам непонятны. Такие, как например, похмелье Стивы. Поэтому я решил вырезать в англоязычном варианте 20 минут», - сообщил Сергей Соловьев.

Как заявил журналистам создатель ленты режиссер Сергей Соловьев, заготовлено три копии фильма — для большого экрана, пять серий для телевидения и урезанный англоязычный вариант.

Справка
Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в городе Кемь Карельской АССР. В 1960—1962 годах работал рабочим на ленинградском телевидении. Закончил режиссерский факультет ВГИКа, где сейчас преподает на режиссерском факультете. В 1969 году начал работать на «Мосфильме», дебютировав как режиссер в том же году двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье». Ныне - известный советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист России. Его фильм «Асса» (1987) стал одним из основных событий в культурной жизни СССР второй половины 1980-х.

share
print