Истории

Парадный коллаж Екатерины I вернули в Петергофский дворец

Парадный портрет императрицы Екатерины Первой лежал на поролоновых подушках на наборном паркете Тронного зала Большого Петергофского дворца.

Ему предстояло вернуться на место – на стену зала над входом, среди других портретов царствующих особ.

Портрет отсутствовал на стене год и три месяца.

Портрет подняли реставраторы, стоя на восьмиметровых строительных лесах, передавали его все выше, чтобы укрепить на историческое место, почти на десятиметровой высоте.

За год и три месяца – время реставрации картины к ней, написанной некогда немецким портретистом Генрихом Бухгольцем по заказу Екатерины Второй в 70-х годах XVIII столетия специально для Тронного зала Петергофского дворца – каждый рабочий день приходила реставратор музея-заповедника «Петергоф» Елена Львова.

Нужно было тщательно расчистить картину, сделать тоньше слой лака, удалить записи. Так раскрываются тайны старой живописи.

Портрет Бухгольца исключением не явился. Оказалось, что императрица в платье не золотой парчи, а серебряной, оказалось, что в ее черных волосах мелькают жемчужные нити украшений, которые с годами и реставрациями были просто замазаны. Оказалось, что на дальнем плане пейзаж: военный лагерь с шатрами и крепость с приспущенными флагами.

И еще реставратор Елена Львова обнаружила любопытную вещь – предприимчивый Бухгольц, который никогда в жизни Екатерину Первую не видал, потому что жил уже в несколько другие времена, взял небольшой погрудный портрет императрицы и приклеил на холст, а потом дописал картину в полный рост. Такой вот получился коллаж. Реставраторы уже знали, правда, что это было в порядке вещей для портретиста.

екатерина 2 галя

Фото: Галина Артеменко

В Царском Селе хранится выполненный Бухгольцем портрет дочери Екатерины Первой - Елизаветы Петровны, в который вшит камерный портрет кисти Каравака.
В случае с супругой Петра Великого Бухгольц нашел портрет, неизвестный автор которого повторил написанный Жаном-Марком Натье в 1717 году в Гааге по заказу самого Петра прижизненный и один из самых удачных портретов первой русской императрицы.

Петр сам любил этот портрет, который часто копировали – в живописи и гравюре.
«Я забыла сказать вам самое главное, - взволновалась Елена Львова, когда телевизионщики, уже записав ее комментарий, отошли с камерами и микрофонами. – Глаза Екатерины! Я подумала, что Бухгольц нашел портрет, писанный с гравюры, потому что на портрете у императрицы глаза голубые, а на самом деле Екатерина была черноглазой. Значит тот, кто исполнял поясной портрет, живописи Натье не видел, а видел гравюру-копию».

Елена Львова затруднилась сказать нам, и на какой военный лагерь указывает голубоглазая императрица. Можно только дофантазировать – а вдруг это напоминание о том, что Петр ценил в своей жене, бывшей некогда просто Мартой Скавронской или Веселевской – историки до сих пор спорят, не только умение любить, но и способность на отчаянный поступок, когда на седьмом месяце беременная Екатерина, даже еще не будучи официальной супругой императора, отправилась за ним в 1711 году в Молдавию и отдала все свои драгоценности туркам, чтобы помочь заключить тяжелый для России Прутский мир.

екатерина 3 галя

Фото: Галина Артеменко

Петр и Екатерина обвенчаются в Петербурге в 1712 году, в 1713 император учредит орден Святой Екатерины – специально для нее, именно за этот неудачный Прутский поход. И в 1723 году вспомнит об этом в своем манифесте о коронации Екатерины Первой: «Наша любезнейшая супруга государыня императрица Екатерина великою помощницею была, и не точию в сем, но и во многих воинских действах, отложа немочь женскую, волею с нами присутствовала и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской кампании с турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала, о том ведомо всей нашей армии…».

Портреты Петра Первого, Екатерины Первой, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, созданные Бухгольцем для Тронного зала, покидали эти стены в 1844-м – чтобы отправиться в Императорский Эрмитаж для снятия копий, в 1870-м – для выставки русских портретов, организованной Обществом поощрения художников.

Портрет Екатерины Первой снимали со стены и в 1941-м, чтобы отправить в Ленинград, укрыв там от гибели. Потом она путешествовала в Павловск, где было создано центральное хранилище уцелевших экспонатов пригородных дворцов, вернулась в Петергоф в 1962-м, была отреставрирована знаменитым реставратором Леонидом Любимовым, тем самым, который писал, что «чистая классика росписи требует от реставраторов особого настроя ума и сердца, особого умения вживаться в далеко ушедшее время, его стиль, ритм, состояние духа».

Но Любимов не заметил, что портрет Екатерины, по сути, представляет собой коллаж.

Тайна Бухгольца оказалась раскрыта только спустя 54 года.

 

share
print