Истории

Белый грифончик не даст горожанам заблудиться в магазинах

Городские власти озаботились качеством продуктов, которые покупают петербуржцы.

Немалую роль в этом сыграли журналисты с их сагой про горючий творожок, ославивший некоторых производителей молочной продукции на всю Россию и не только.

«Что мы едим – то мы и есть», - такой афоризм изрек сегодня в Смольном Эльгиз Качаев, глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка.

В Смольном собрали журналистов, чтобы представить проект «Петербургская марка качества» и рассказать, что, «хоть наш рынок стал насыщенней и разнообразней, надо научить граждан разбираться в продуктах».

По словам Эльгиза Качаева, впрочем, мы с вами это и сами можем понять, регулярно посещая магазины и лавки, «недобросовестные предприниматели проявляют вседозволенность, подделывают документы на продукцию и выпускают фальсификат».

Как известно, обязательной сертификации у нас давно нет, проверять производителей, если нет жалоб, прокуратура может только раз в году, а люди - то есть мы с вами, как подчеркивает Эльгиз Качаев, «заблудились – кому верить, кому нет и как правильно выбрать товар».

«Чем больше стало магазинов – тем больше стало аптек», - продолжал говорить афоризмами глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка.

Александр Абдин, медик, член Общественного совета при Минздраве РФ, член экспертного совета по модернизации здравоохранения Общественной палаты России тоже склонен считать, что качество еды влияет на здоровье.

Он напомнил, что мы стали «ну просто как США». Больше тучных, больше диабета, к тому же диабет молодеет. И онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта больше – на 95 процентов. По мнению Александра Абдина, это связано с питанием. Увеличилось число бесплодных людей, особенно мужчин. «Сперматозоиды просто не шевелятся, - говорил в зале Смольного Александр Абдин. – Загустители, подкислители, консерванты, я не понимаю регуляторов – Россельхознадзор и Роспотребнадзор – как можно не реагировать, когда жиры заменяются пальмовым маслом».

Александр Абдин высказался и как рядовой потребитель продукции: на этикетках зачастую ничего не разобрать – так мелко написано, уже запутаешься в том же молоке – «цельное», «нормализованное». Что такое молоко вообще?

Ростислав Шипицын, директор СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», напомнил, что за последний год лаборатория центра провела 64130 испытаний по 32 группам продуктов. Отклонения выявлены в 26 процентах испытаний масла сливочного, в 24 процентах испытаний молока, 17 процентах мяса, 19 процентах птицы и так далее.

Но вот что характерно – отклонения выявляются только по физико-химическим показателям, то есть по содержанию жиров, белков и углеводов. И за весь год не выявлено ни одного отклонения по бактериологическим показателям и токсичности. То есть, говоря простым языком – еда не очень качественная, но не отрава.

Эту же мысль продолжил Александр Ишевский, заведующий кафедрой технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом Университета ИТМО. Он напомнил, что вообще-то «мы пальмовое масло с 1972 года закупали в обмен на истребители, и никто не жужжал и не болел, а в плановой экономике выкатывали в универсам тележку с фасованными кусками сыра и колбасы – все расхватывали и разбегались».

Ученый напомнил, что безопасность и качество – все же немного разные вещи. Отметил, что сейчас без загустителей и консервантов невозможно – продукция сроком хранения 24 часа просто невыгодна рынку.

Сказал Александр Ишевский и о печальном. В 2015 году реальная зарплата граждан в среднем выросла в 1,8 процента, а продукты-то подорожали на 15 процентов. Люди ищут рынок дешевых продуктов, а дотаций сельхозпроизводителям у нас нет.

Александр Ишевский сказал, что мясом в Европейском Союзе считается только мышечная ткань, а у нас – все, соединительная, потроха и прочее. И в нынешней ситуации – да, необходима социальная продукция по определенной цене, но качество ее
должно быть под контролем.

«И не надо врать, - резюмировал завкафедрой. – Если делаете «сыр голландский» по двести рублей за кило, пишите честно – это сырный продукт».

Что в сухом остатке от разговора в Смольном? В Петербурге придумали «Петербургскую марку качества» - белого грифончика на красном фоне. Одиннадцать фирм-производителей уже вписались в нее.

Производители сертифицируются добровольно, а магазины – их двадцать один уже, где продаются продукты с этой маркировкой, допускают к себе четыре раза в год инспекционный контроль Центра контроля качества и общественников.

Марка дается навсегда, но при обнаружении некачественного продукта отбирается. Товаров с грифончиком у нас уже более 88 наименований.

Кроме того, как пообещал Эльгиз Качаев, достигнута договоренность с комитетом по образованию, чтобы старшеклассникам факультативно рассказывать о том, как правильно читать этикетки и разбираться в качестве продуктов. Пусть они потом и родителям расскажут.

share
print