Истории

Оксана Дмитриева: Система детского отдыха разрушена

Система летних детских лагерей разрушалась постепенно с начала 90-х годов: это и приватизация, и прекращение финансирования летнего отдыха фондом соц. страха, и система тендеров. Как страна дошла до трагедии в лагере на Семозере, где погибли 15 детей, и что нужно исправить в этой системе рассказала депутата Госдумы Оксана Дмитриева.

Что нужно сделать, чтобы исключить такие трагедии, как произошла недавно в Карелии?

Первое — нужно констатировать, что система детских оздоровительных лагерей почти разрушена. Ситуация, когда субъекты федерации закупают путёвки на рынке, а детские оздоровительные лагеря функционируют на рыночных условиях, полностью провалилась. А далее,  надо  заново восстанавливать систему летнего детского отдыха.

 Почему?

 Дело в том, что детские оздоровительные лагеря — это учреждения сезонного функционирования и на рыночных условиях они, как правило,  окупаться, да еще давать  коммерческую прибыль не могут. В советской системе детские оздоровительные лагеря (пионерские лагеря)  принадлежали, в основном, предприятиям. Они их финансировали за счет внутренних источников и за счет фонда социального страхования.

Были и лагеря, которые финансировались за счет бюджета города, например,  под Санкт-Петербургом  – Ленинградом, знаменитый лагерь «Зеркальное», но таких  было мало, преимущественно лагеря  были ведомственными. Существовала небольшая родительская плата, но основные средства приходили из фонда социального страхования, кроме того предприятия тратили и собственные средства на поддержание своих лагерей.

 Попытка перевести систему на исключительно коммерческие принципы оборачивается либо высокими для родителей ценами, либо экономией на всем, прежде всего на здоровье и безопасности детей. Дети спят в палатках, хотя  это запрещено. Едят просроченные продукты, что недопустимо, не имеют квалифицированного персонала, а с ними работают бесплатные студенты-волонтеры. Одно место продается по четыре раза и все это по «как-бы-тендеру».

 Как такое могло случиться?

Первый удар по детским лагерям пришелся на конец 90-х годов. Дело в том, что при приватизации предприятия избавлялись от «социалки». Как правило, лагеря размещались в хороших местах, экологически чистых, на берегу рек и озер. И их просто продавали под коттеджные поселки или коммерческие базы отдыха.

Однако, до 2010 года многие предприятия по-прежнему сохраняли детские лагеря, потому, что они могли использовать на их содержание средства фонда социального страхования. Так, в последний год функционирования старой системы, в 2009 году, около 20 млрд рублей пошло из фонда соцстраха на детский отдых.

С 2010 года по предложению правительства финансирование детского отдыха за счет фонда социального страхования было остановлено. Было сказано, что теперь средства будут у регионов, и они закупят путевки по тендеру. Это решение  в Госдуме поддержали все фракции, кроме той, в которой я тогда находилась.  Категорически возражала и заставила свою фракцию не поддерживать это решение. Говорила о том, что это приведет к окончательному разрушению системы детского отдыха.

Так, к сожалению и получилось. Предприятия, лишившись средств фонда соцстраха потеряли возможность приобретать путевки для детей своих работников. Если у предприятия сохранился лагерь, то путевки у него должен был закупать регион через управление по соцзащите. Фонд соцстраха как источник финансирования  пропал, и они должны были содержать лагеря только за счет прибыли. В итоге — предприятия ликвидировали остатки лагерей, некоторые продали непрофильный актив в частные руки.

Кроме того, в целом уменьшилось количество денег на детский отдых. Если предприятия раньше к средствам фонда соцстраха добавляли еще что-то свое, теперь они это делать перестали. Осталась только родительская плата и деньги региональных бюджетов.

А как же система тендеров?

Что касается тендеров, это третий удар по системе детских лагерей и по закупкам всех иных социальных товаров и услуг. Даже в рыночных условиях, если бы руководство лагеря понимало, что у него есть долгосрочный заказ по определенным ценам со стороны региона, то частный лагерь мог осуществлять долгосрочную стратегию: можно было бы  инвестировать, ремонтировать, готовить кадры. Но система тендеров у нас такая, что учитывается только цена, а качество не учитывается вообще. Побеждает тот, кто предлагает самую низкую цену и только на год.  

То есть это временщики, не заинтересованные в инвестициях, подготовке кадров и нормальном функционировании лагеря.   

Что необходимо сделать сейчас, чтобы система отдыха сохранилась?

 Необходимо провести инвентаризацию. Посмотреть сколько осталось еще детских лагерей, и в каком состоянии они находятся, какие лагеря остались в государственной собственности. Отобрать лучшие лагеря, находящиеся в частной собственности и допустить их к госзаказам. Полностью изменить систему госзаказа. Он должен быть долгосрочным со стабильными ценами.

Для предприятий, которые еще сохранили ведомственные детские лагеря, дать возможность снова использовать на финансирование путевок средства фонда социального страхования. 

Как вы считаете, кто в итоге будет нести ответственность за случившееся на Семозере?

Тут вообще непонятно, кто ответственный. Субъект, где отдыхали, или субъект, закупавший путевки.

 В целом, я бы возложила ответственность на федеральное министерство, которое несколько лет назад предложило убрать деньги соцстраха из сферы детского отдыха.

 Получается, что пока не погибли люди, никто не задумался?

 Они разрушили одну систему, а новой не создали. Я не верю в то, что на коммерческих началах сезонный детский лагерь может функционировать, если он не работает круглый год. Если инвестировать в лагерь бюджетные средства, то его нужно переводить в собственность региона, а предприятиям нужно разрешить использовать средства социального страхования на организацию отдыха детей, так, как это было раньше.

share
print