Истории

Второй после Навального

Тюрьма не грозит сопредседателю петербургского отделения «Парнас». В пятницу, 10 июня, Костромской районный суд приговорил его к полуторамиллионному штрафу. Сообщник политика - полицейский Алексей Никоноров отбыл в исправительную колонию почти на четыре года. Если выше стоящий суд не удовлетворит апелляцию Пивоварова на приговор, то политик потеряет право участвовать в выборах на десять лет.

Новосибирская избирательная кампания «Демократической коалиции» 2015 года показала, что государственные базы избирателей полны ошибок. Подписи, которые собрали даже самым честным способом для выдвижения кандидатов, власть может забраковать легко и просто. Политик Андрей Пивоваров во время выборов в Костроме в 2015 году решил проверить собранные подписи по полицейской базе. Правоохранительные органы поймали Пивоварова и его сообщника, полицейского Алексея Никонорова. В пятницу, 10 июня 2016, года им вынесли обвинительный приговор.

Духота и ожидание

Андрей Пивоваров подходит к зданию Ленинского районного суда к 11 часам. Джинсы, синий пиджак.

— Я уверен в свое невиновности, — бодро говорит он журналистам.

С ним адвокаты Сергей Бадамшин и Гаджи Алиев, также Пивоварова сопровождает активист «Открытой России» Полина Немировская и политик Андрей Давыдов. Они — свидетели защиты.

Здание суда небольшое, тесно, душно. Вместе с журналистами на оглашение приговора приехало человек 50 сторонников Пивоварова. В назначенное время, в 11 часов, процесс не начинается. Секретарь суда объясняет, что судья Игорь Загаров все ещё пишет приговор. В ожидании проходит полчаса.

Наконец, меняют зал: вместо тесного помещения всех переводят в актовый зал.

Отчего-то судебный пристав хочет, чтобы Пивоваров пересел от адвокатов на лавку слушателей. Адвокат Бадамшин жёстко просит его сослаться на норму закона.

— Отойдите от меня, чтобы я не обжаловал ваши действия у судьи, — исподлобья смотрит адвокат на пристава.

Обстановка напряжённая. Пристав отступает. Позже он пристал к журналисту «Интерфакса», когда тот достал бутылку, чтобы глотнуть воды.

Версия следствия

Слышатся тяжёлые шаги. На сцену актового зала входит судья Игорь Загаров. Судейская мантия распахнута, что придаёт Загарову вид оперного певца.

Судья начинает оглашать приговор. С первых слов ясно, что решение будет обвинительным. Суд установил, что Пивоваров и Никоноров договорились о взятке в 75 тысяч, чтобы политик мог проверить подписи по полицейской базе, которые собирал на избирательной кампании летом в костромскую думу в 2015 году.

никаноров-2

Фото: Сергей Кагермазов

Знакомство произошло через костромского врача Романа Бакина в ресторане «Белое солнце». Суд зачитал sms-сообщения Пивоварова и Никонорова: «Понедельник-вторник нормально по рыбалке, погода норма, 30, не забудь врача, не забудь звякнуть». Никоноров пояснил в ходе следствия, что имелось в виду: в данные дни удобно проверить паспортные данные граждан. Позже капитан отказался от своих показаний. Он заявил, что следователь давил на него, но суд посчитал работу следствия корректной.

В течение июля Пивоваров проверял подписные листы по полицейской базе. Судья зачитывает буквально по минутам действия политика и полицейского, пользуясь историей браузера. За это Никоноров получил 50 тысяч, следующую взятку он захотел в 25 тысяч.

Полиция задержала Пивоварова и Никонорова 27 июля, изъяв у политика те 25 тысяч.

Пивоваров заявил, что пометки в подписные листах сделаны до сверки их с полицейской базой, по базе под названием «Хронос», а, значит, из государственной базы он ничего не копировал. Факт взятки он тоже отрицает.

Всего, по версии следствия, Пивоварову удалось проверить более четырех тысяч подписей. Следствие узнало, как именно нашлись расхождения по базе и опросило граждан, чьи данные расходятся с базой, тем самым подтвердив, что расхождения были.

Выводы почерковедческой экспертизы доказывают, что исправления в собственной базе Пивоварова сделаны им же.

Понятие «копирование» законодательно не определено, но исследование доказательств убедило суд в том, что Пивоваров именно копировал сведения, когда рисовал в подписные листах минусы, плюсы.

И не в тюрьму, и не на выборы

Никонорова обвиняют в получении взятки (ст. 290 ч. 3) и в превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286). Пивоварова в даче взятки в значительном размере (ст. 291 ч. 3). Обоих суд также считает у в неправомерно доступе к компьютерной информации (ст. 272).

Суд признает, что смягчающим обстоятельствам Пивоварова его беременную супругу. То, что оба подсудимых признали, что пользовались базой, суд также называет смягчающим обстоятельством.

Никоноров получил 3,9 лет исправительной колонии общего режима и штраф в три миллиона рублей. Пивоваров — штраф в 1,5 миллиона рублей. Никонорову запрещено два года работать в МВД, Пивоварову запрещено год и шесть месяцев занимать представительной должности на государственной и муниципальной службе.

14

Фото: Сергей Кагермазов

Никонорова заковывают в наручники в зале суда. Капитан обещает обжаловать приговор. Адвокаты Пивоварова подают апелляционную жалобу в тот же день. Сторонники политика отмечают, что сделано главное: согласно действующему законодательству, судимый Пивоваров не сможет участвовать в выборах как минимум десять лет. Ровно также власть отстранила от выборов оппозиционера Алексея Навального.

Тем не менее, до рассмотрения апелляции политик намерен участвовать в выборах в Законодательное собрание Петербурга и Госдуму.

share
print