Истории

Тысячи оттенков серого - солью

В музее-квартире Пушкина на Мойке, 12 открылась выставка “Там некогда гулял и я...” одного из самых знаменитых русских художников современности Юрия Купера, чьи работы хранятся в крупнейших музеях и собраниях, среди которых Третьяковская галерея, Метрополитен и Библиотека Конгресса США.

На экспозиции представлены два десятка работ с открыточными видами Петербурга, выполненными в уникальной, свойственной только Куперу технике рисования солью, и две гелиогравюры-иллюстрации к “Медному всаднику”.

- Я всегда испытывал комплекс человека, рожденного в Москве, - рассказал художник на открытии выставки. - Всегда жалел, что не родился в Питере, потому что без преувеличений - это не только самый красивый город в России, но и на всей Земле.

Несмотря на место рождения мастера, картины Юрия Купера выдают в нем настоящего петербуржца, которые, как известно из знаменитой шутки, могут определять до тысячи оттенков серого. Именно этот цвет, лишь иногда уступая место бежевому, преобладает в его картинах. Петербург не просто туманен, он призрачен, но в то же время будто заполнен густым смогом индустриализации. И, как знать, может быть именно так он будет выглядеть лет через сто, когда силами неминуемого прогресса в воздухе будут преобладать пары выхлопных газов.

Стоит отметить, что у петербуржцев два года назад уже была возможность увидеть эту экспозицию, созданную автором в период с 2009 по 2010-ой, в пространстве Музея современного искусства “Эрарта”. Но, во-первых, как отметил на открытии новой выставки директор музея-памятника “Исаакиевский собор” Николай Буров, в чье хранение картины были переданы автором, “одно дело показать это в интерьерах выставочных залов, и совсем другое дело открыться 6-го июня в Пушкинский день, в День русского языка в Петербурге на Мойке, 12”. Во-вторых, творения Купера настолько хрупки, что увидеть одну и ту же картину на двух даже одинаковых выставках, проведенных в разное время, все равно что дважды войти в одну реку.

- Соль пишет только Купер, и не только пишет, но и подсыпает. Это безумно сложно в хранении, - поделился Николай Буров. - Когда мы 4 года назад получили в подарок коллекцию картин, я улыбался от уха до уха, но мой главный хранитель испытывал совершенно противоположные чувства. Для него это было страшно - сколько здесь килограммов соли, какой она калибровки? Соль же бывает разная - натрий хлор и калий хлор. У Купера, слава богу, натрий хлор. Поэтому это легче компенсировать. Тогда было непонятно каким образом это хранить, не потерять. Любой выход в свет для этих картин стоит несколько килограммов соли.

На экспозиции также представлены две совершенно новые гелиогравюры Юрия Купера, которые не были представлены на выставке в “Эрарте”. Рисунки созданы на тему пушкинского “Медного всадника”. Художник уже в течение нескольких лет работает над иллюстрациями к повести для издательства “Редкая книга из Санкт-Петербурга”. Две из них в день открытия выставки были переданы музею-квартире Пушкина и теперь составят ее постоянную экспозицию.

Выставка “Там некогда гулял и я...” продлится до 6 июля.

share
print