Истории

«АукцЫон»: Солнце в нюансах и трактовках

В первый день лета 2016 года группа «АукцЫон» представила в петербургском клубе Aurora Concert Hall программу своего нового альбома «На солнце», частично концептуально переосмыслив под тематику последней записи свое прежнее творчество.

У человека, пришедшего на концерт «АукцЫона» впервые, может сложиться ощущение, что на выступлениях группы принято подавать рябчиков – то и дело в зале кто-то выкрикивает «Птицу!». Но музыканты не склонны разносить подносы с заказами, быть может именно поэтому альбом «На солнце», выпущенный еще в середине мая, презентовали в Петербурге только через две недели. За это время у «птицеядных» слушателей была возможность зазубрить и прочувствовать новый материал, дабы не смущать окружающих требованием аукцыоновской архаики.

Был ли это холодный расчет музыкантов, или презентацию просто отложили на первый день лета «символизму ради» – неизвестно. Но о главном поп-хите «АукцЫона» зрители вспомнили лишь дважды. И если бы вибрация передавала запахи, голоса просящих, вероятно, отдавали бы перегаром. Прочих больше интересовала новая запись.

Тон юродивого и власть имущего

Сообщая о выходе нового альбома в своих социальных сетях, «АукцЫон» крупным шрифтом выделили рекомендацию - «слушать альбом в наушниках». После прочтения подобных советов, которые нередко дают начинающие музыканты, плохо сводящие свою музыку, очень захотелось послушать альбом на колонках – дабы найти подтверждение закономерности таких рекомендаций.

С первых же композиций в уши бросается зацикленность ритм секции, длительные повторения одного и того же лейтмотива, почти фанковые духовые. Но в то же время с привычной игрой слов и ощущением того, что в студии музыканты записывали свои партии одновременно, живьем, не разделяя процесс игры и сочинительства.

В наушниках, надо признать, альбом приобретает совершенно новое звучание. Утомляющая при публичном прослушивании цикличность ударных и баса в наушниках звучит мантрой, в однообразный фон которой вплетаются порой еле слышные нюансы клавишных, контрабаса, духовых инструментов – в них вся соль. Последние играют, пожалуй, главную роль в многочисленных вкраплениях, создающих тонкую, жизненно важную пленку атмосферы вокруг зацикленных барабанов и баса.

На концерте повторяется не только ритм, но и визуальные образы, крутящиеся на большом экране за спинами музыкантов – эдакая мультипликация на коленке, составленная из 10-20 рисунков, сменяющих друг друга в доли секунд. Федоров в это время властным голосом протягивает в микрофон первую песню - «И день и ночь, и день и ночь, словно псы у моих ног, ждут послушные во всем». Складывается ощущение, что его герой – власть имущий, наблюдающий за цикличностью жизни людей-машин, подчиненных его воле. В следующий раз он пропоет это почти юродивым тоном, и текст будто поменяет смысл.

Всё меняется

На концертах «АукцЫона» затертый до полного исчезновения смысла глагол «играть», используемый в отношении музыки, будто снова наливается кровью. Они играют вообще со всем – с языком, со звуками, со смыслами, до последнего времени недоставало, пожалуй, только визуальности, чтобы превратить группу в вагнеровский gesamtkunswerk. Но сейчас за спинами музыкантов высвечивается видеоарт, нередко отсылающий, то к стилистике позднесоветской мультипликации для взрослых, то к многозначительным каракулям классиков русского авангарда.

От последних коллектив унаследовал свободу интерпретации – их творчество не может быть истолковано одинаково двумя разными людьми, более того, оно не может быть однозначно понято даже одним человеком. Фонетически гипнотизирующие тексты Озерского в подавляющем большинстве случаев состоят из набора универсальных слов-знаков, которые будут всегда и в любом языке, но восприятие их будет меняться в зависимости от ситуации, в которой находится слушатель.

В этом смысле «АукцЫон» всегда находились на противоположном берегу от эфемерности, всегда создавали не сиюминутный актуальный продукт искусства, а говорили сквозь время. Гибкость в интерпретации текстов особенно заметна, когда заявленная в заглавии нового альбома тема Солнца как литая ложится на старые песни коллектива, вроде «Всё вертится».

Во время исполнения этого номера экран за спинами музыкантов транслирует мультиплицированное изображение небесного светила, выкидывающего протуберанцы, и прежнее восприятие текста приносит себя в жертву новой трактовке. «Всё вертится» превращается в гимн космической круговерти, где земные явления всего лишь метафора для тех, кому для существования нужна атмосфера и определённая температура окружающей среды.

Второй день рождения Гаркуши

За почти два часа концерта группа отыграла всю программу нового альбома. Из старых вещей первой прозвучала «Фа-Фа», в середине которой каждый музыкант получил возможность не только сыграть партию соло, но и устроить эмоциональные инструментальные диалоги друг с другом. После соло Федоров вставил в песню текст из номера «Профукал», а потом снова вернулся к «Я нервный…». Потом еще были «Огонь» из предпоследнего альбома «Юла» - теперь строчки «Моя звезда и мой огонь» приобретали совершенно другой смысловой оттенок - и поп-хит «Моя любовь».

Заглавной песней нового альбома группа довела зал до эмоционального взрыва, и завершила основную часть концерта номером «Мир тает». Это песня – последняя и в альбоме - при всей ее мелодической внятности и эмоциональной уравновешенности создала в зале жуткую апокалиптичную атмосферу; этому способствовал и видеоряд, вещавший в холодных тонах изображение солнечного затмения: «Все тает, все тает, Москвой, Китаем…».

Уходя на запланированный перерыв, Олег Гаркуша поделился радостью, что 23 июля он исполняет свой второй день рожденья: «Будет двадцать лет, как я не пью». Зал зааплодировал. А те, кто держал руки по швам, после ухода группы со сцены неуместно выкрикивали: «Птицу!»

share
print