Истории

Илья Иофф: Публика задирает планку, и я все время прыгаю, чтобы ее достать

Накануне благотворительного концерта оркестра «Дивертисмент» «МР» поговорил с Ильей Иоффа о том, что думают о современных исполнителях филармонические бабушки, и кого из композиторов боятся чиновники.

1 июня в Белом зале Политехнического института состоится благотворительный концерт (www.music-of-life.ru), на котором выступит камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством заслуженного артиста России Ильи Иоффа. Весь сбор от концерта пойдет на лечение маленьких пациентов фонда AdVita.

«МР»: Илья, 1 июня прозвучат «Картинки с выставки» Мусоргского, которые Вы специально переложили для струнных инструментов, «Сказка о царе Салтане» - ее прочитает актер Михаил Морозов. Видимо, на концерт стоит взять с собой детей? 

Необходимо прийти — с ребенком или без ребенка. Сейчас жестокое время, когда все борются за собственное благополучие. Очень часто оно достигается за счет других людей. Если есть желание помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, нужно это сделать. А если желание помочь совпадает с желанием послушать хорошую музыку, то нужно просто бежать на этот концерт.

Меняется ли со временем публика и ее восприятие классической музыки?
Изменения происходят, причем к лучшему. Публика почувствовала необходимость слушать классическую музыку, несмотря на то, что это серьезный труд, эмоциональная работа. Миновал период, когда во всем мире была востребована попса, развлекательные эмоции. Очень мало кто готов не просто прийти в зал на какую-нибудь поп-звезду и развалиться в кресле с семечками, а, слушая классику, работать над собой, переживать. Но сейчас таких людей стало больше.
Если брать нас с ансамблем «Дивертисмент», у нас давно есть именной абонемент в филармоническом зале. Каждый год вот уже на протяжении 18 лет мы даем по 8-9 концертов за сезон. Исполняем очень разных композиторов — от Баха до малоизвестных, иногда сложных для понимания. Я потихонечку включал их в репертуар, и сейчас чудесные женщины, которые проверяют билеты на входе в зал, говорят: «Илья, ваши концерты посещает какая-то специальная публика. Она нам так нравится!»

И какая она, эта специальная публика?
К нам ходят люди, у которых живые глаза, много молодежи. В первых рядах сидят не развязные ребята, которые случайно зашли в Филармонию, чтобы дождик переждать, а те, кто жадно смотрит на сцену, у кого глаза блестят. И, конечно, петербургская интеллигенция. Она, слава тебе, Господи, еще есть — филармонические бабушки, которые постоянно бывают на концертах, все знают и слышали, кажется, еще самого Вивальди, когда тот приезжал 300 лет назад. Иногда они даже могут зайти за кулисы и сказать: «Илья, нам кажется, что сочетание в одной программе вот этого и этого слишком дерзко». И мне очень приятно, ведь они сравнивают наше исполнение с образцами, на которые мы, музыканты, молимся. Они задирают планку, и я все время прыгаю, чтобы ее достать. Мне нравится направление, в котором движется наша петербургская публика.
В следующем сезоне у нас будет больше экспериментов с репертуаром. Те, кто нас любят и знают, увидят на афишах много интересного, услышат много новой музыки. Как говорится, следите за афишами.

Что сегодня представляет собой ансамбль «Дивертисмент»?
«Дивертисмент» был основан в начале 1990-х годов. Я затрудняюсь сказать, в каком именно году, поэтому мы никак не можем отпраздновать юбилей. Ансамбль появился благодаря энтузиазму моего педагога — профессора Елены Александровны Комаровой. Она была вынуждена уехать из страны и предложила мне возглавить коллектив. Я очень долго сомневался, потому что у меня к тому времени не было никакого опыта руководства, а 18-20 человек — это для меня много. Но я согласился, о чем не жалею, и сразу пригласил в коллектив музыкантов, которых высоко ценил и ценю до сих пор.

Вы нередко исполняете музыку современных композиторов. Как ее принимают слушатели?
Талантливые современные композиторы хорошо воспринимаются публикой. Она уже готова к тому, что от нас можно ждать сюрприза в любой момент. Мы исполняем произведения Сергея Слонимского, Андрея Петрова, Григория Корчмара, который не только пишет прекрасную музыку и занимает пост председателя Союза композиторов Санкт-Петербурга, но и делает великолепные оркестровки, причем многие из них — специально для нас. Конечно, мы исполняем музыку Леонида Десятникова, с которым нас связывают очень теплые человеческие отношения, основанные на творческом уважении.
Есть плеяда совершенно замечательных молодых композиторов. Скоро мы впервые будем играть пьесу Настасьи Хрущевой. Я услышал это произведение в сети, в исполнении другого коллектива. Завелся, состыковался с Настей и внезапно выяснил, что она, оказывается, написала музыку в расчете на наш коллектив, просто потом, видимо, застеснялась, и получилось, что ее сыграли другие музыканты. Теперь пьеса, наконец, нашла своего адресата. Мы исполним ее на премьерном концерте 13 июня в Малом зале филармонии, вместе с произведением современного японского композитора.

Что это за композитор?
Это совершенно очаровательная женщина, с которой мы познакомились на наших японских гастролях зимой. Ее зовут Кейко Фуджие, она давно живет и преподает в Германии, и у нее есть пьеса для струнного оркестра «Времена года», написанная по стихам средневекового китайского поэта Ли Бо. Я слышал несколько фортепианных произведений Кейко Фуджие, и мне очень понравился музыкальный язык, на котором она разговаривает со слушателем. Когда она сказала, что у нее есть пьеса в точности на наш состав, я, естественно, завелся, попросил партитуру и, кажется, не прогадал. Музыка очень сложная для исполнения, напоминает очень мастерски, изысканно написанный иероглиф — каждая завитушечка имеет свое назначение.
Интересно, что концерты «Дивертисмента», в которых звучат сюрпризные программы, собирают даже больше публики, нежели традиционные, проверенные, любимые всеми «Времена года» Вивальди. Говорят, если сомневаешься в кассовом сборе, надо поставить Вивальди — это гарантия того, что будет полный зал. Но к счастью, в городе есть уже целый пласт нашей, дивертисментовской публики, которая будут ходить даже на незнакомые имена, которые считаются отпугивающими.

Например?
Как-то раз я собирался сыграть концерт в одном петербургском зале. Перед выступлением надо было продиктовать по телефону программу концерта чиновнице, которая записывает предложения музыкантов. Я перечислял: «Шёнберг, Стравинский, Равель, Барток». Женщина внимательно записывала, уточняла какие-то буквы. И вдруг я услышал, как она тихонько вздохнула в сторону: «Ах, какая гадость». Может, конечно, съела невкусную конфету во время разговора. Как бы то ни было, концерт состоялся, и зал был полон.

Когда и где еще, помимо концерта в Политехническом институте 1 июня, можно будет вас услышать?
7 июня в Доме Кочневой, 13-го — в Малом зале Филармонии, 18-го — в Капелле имени Глинки, 24-го — в Петрикирхе, затем, в начале июля, на фестивале в Костомукше (Карелия), 24 июля — в Розовом павильоне в Павловске, а 28-го — на Новой сцене Александринки.
 

share
print