Истории

«Ночь музеев» от волонтера

В Петербурге прошла очередная «Ночь музеев». Девяносто девять музеев, выставочных залов и библиотек открыли свои двери для посетителей в ночь с субботы на воскресение. Их сотрудникам помогали около 800 добровольцев. Одним из них стал корреспондент mr7.ru. Он поделился своими впечатлениями о том, почему люди становятся волонтерами, каково это чувствовать себя регулировщиком в час пик и как избежать очередей во время акции.

Вот уже восемь лет в середине мая десятки тысяч петербуржцев жертвуют ночным отдыхом, чтобы пройтись по музеям города. Однако некоторые не ограничиваются ролью посетителей и решают записаться в волонтеры «Ночи музеев». Лучший способ понять, зачем им это – стать одним из них.    

В музей со служебного входа

Оказалось, стать волонтером «Ночи музеев» просто. Надо лишь оставить заявку в соответствующей группе в социальной сети «ВКонтакте» и затем прийти на пару оргсобраний незадолго до самого мероприятия.

Впрочем, рассказывают волонтеры, и здесь есть свои подводные камни. Заявки начинают принимать в марте, за два месяца до акции. Места в популярных музеях расхватывают как горячие пирожки. Так Петербургский Планетарий обычно оказывается «занят» всего за пару недель, а вот места в некоторых библиотеках – напротив остаются вакантными довольно долго. Свой выбор корреспондент остановил на Артиллерийском музее. Там должны были открыть два зала основной экспозиции, а на заднем дворе планировался фестиваль исторической реконструкции.

 За несколько дней до самой «Ночи музеев» добровольцев зовут в выбранный музей для знакомства. А еще распределяют по сменам – первая в Артиллерийском музее с 18:00 до 24:00, вторая с 24:00 до 6:00. Над выбором стоит подумать – бейдж волонтера дает право свободного прохода во все музеи, участвующие в акции, поэтому нужно рассчитать свой график и силы для того, чтобы успеть побывать везде, где хочется.

Ворота открываются    

Выбрав первую смену, я прибываю в музей ближе к шести вечера. В музее царит легкая суматоха перед открытием. Волонтеров просят подождать, и мне удается поговорить с одним из них, студентом-биологом Станиславом Сощенко. Для него эта «Ночь музеев» уже третья.

«В первый раз я попал на «Ночь музеев» в 2014 году. Случайно узнал о фестивале уже в мае, когда было поздно записываться, - рассказывает он, - однако увидел объявление о дополнительном наборе и решил принять участие. Впечатлений было море! Получилось настоящее приключение. К тому же интересно посмотреть на музей изнутри, не как посетителю, а именно почувствовать его душу. К тому же это хорошая возможность познакомиться с новыми друзьями. Ну и главная цель, почему все волонтеры приходят в музеи, – это желание помочь», - рассказал он.

Поначалу складывается впечатление, что музей немного переборщил с заявкой на волонтеров, однако затем работа находится для всех. Моего нового знакомого Станислава «прикрепляют» к уличному кафе, меня же направляют во входную зону.

В первые часы здесь нет и намека на оживление. До половины восьмого, если верить машинке, которая считывает штрих-коды с билетов, в музей вошло всего 250 человек!  Редкий посетитель спросит: «Как пройти в лагерь реконструкторов?» или попросит сфотографировать его.

«Скучновато», - произносит один из сотрудников музея, с которым мы стоим на посту у двери. «Ничего, в два часа зоопарк закроют, и народ пойдет», - отвечает другой.

1 (1)

Моя помощь пока не требуется, и меня отпускают погулять по музею. Посмотреть есть на что – в залах одна из древнейших русских пушек XIVвека, 25-ти и 44-х ствольные батареи XVIIIвека (предки современных систем залпового огня). В другом зале стоят настоящие «Катюша», «Град» и одна из первых баллистических ракет СССР (когда смотришь на нее впервые, кажется, что она занимает четверть зала). Краем глаза успел увидеть фестиваль реконструкторов.

По ту сторону очереди

А потом хлынул дождь… За считанные минуты у двери вырастает очередь. Единственный вход (он же выход) моментально перестает справляться. Свою роль здесь сыграл и тот факт, что на входе было только одно устройство для проверки билетов (если бы их было хотя бы два!).

Нам приходится «отсекать» поток людей, идущих на выход. Просить их подождать пока сотрудники на улице пропускают порцию посетителей в музей. После этого вход останавливают и накопившейся толпе дают возможность выйти. Это звучит просто. В реальности чувствуешь себя так, будто работаешь в метро в час пик. Каждые десять секунд приходится кричать: «Уважаемые выходящие, держитесь левой стороны! К сожалению, вам придется немного подождать!» «Поторопитесь на входе, не задерживайте движение!» Не дай бог, в дверях отвлечется маленький ребенок. Если его не заметить и пустить встречный поток, то недалеко до беды.

Да, кстати, люди, которые в давке пытаются сфотографироваться на выходе, или уставятся в телефон, вызывают все большее раздражение!

Пока посетители ждут возможности выйти, с ними удается перекинуться парой слов. Большинство в музее впервые. Некоторые хотят вернуться в более спокойной обстановке (похоже, правда, немногие сделают это до следующей «Ночи музеев»). Многие признаются, что фестиваль для них едва ли не единственная возможность попасть в музей.

«В обычное время в музеи не получается часто ходить. Очень дорого, - сетует одна из посетительниц, пришедшая вместе с мужем и детьми. - А здесь за четыреста рублей все сто музеев и выставки можно пройти».

«Да как-то в другое время из-за работы не успеваем в музеи», - говорят другие посетители.

Также удается уловить любопытную закономерность. Молодых людей, как правило, интересует зал со всеми видами автомата Калашникова (ночью он был закрыт), людей среднего возраста - историческая реконструкция. Самые старшие посетители (почему-то в особенности женщины) спрашивали, как пройти к ракетному комплексу «Тополь» (проход к нему был как раз открыт).

9 (2)

К концу моей смены музей начал напоминать что-то среднее между осажденной крепостью и вавилонским столпотворением. Это впечатление усиливали реконструкторы, решившие после своих выступлений прогуляться по музею. В толпе встречается то римский легионер под руку с медсестрой времен Первой мировой войны, то бойцы финской армии, то красноармейцы.

4 (1)

Однако пробила полночь, и моя смена завершилась. Уходя, я поймал себя на мысли, что покидаю товарищей, которым придется справляться со все увеличивающейся очередью без меня…

Поутру

Настало утро и, вместе с ним пора подводить итоги. Кто-то из волонтеров остался доволен, кто-то меньше. Есть те, кто не прочь попробовать себя в этом качестве еще раз.

Что касается меня, то я прогадал со сменой. Следовало идти ко второй, чтобы успеть посмотреть больше музеев. Совет тем, кто еще ни разу не был на «Ночи музеев», но собирается. Идите к самому открытию, к шести-семи вечера, тогда вам не придется стоять в очереди, да и музейные программы будут в разгаре. Если не получилось, идите уже после трех. Пик очередей спадает. Если вы решили гулять всю ночь – то запланируйте перерыв в районе двенадцати. В это время избежать стояния на улице очень сложно.  

Итоги для музея самые благоприятные. Как рассказал замдиректора музея Сергей Ефимов, посетители шли в музей до самого конца акции.

«Последние люди к нам заходили без пяти шесть. Мы стояли уже на пороге, готовые закрывать музей, и тем не менее люди подходили, надеясь в последние несколько минут все же успеть что-то еще посмотреть», - отметил он.

Уже утром я прочитал, что Артиллерийский музей занял первое место по посещаемости. В него пришли около 18 тысяч человек (близко к месячному количеству посетителей в другое время). Узнав это, невольно почувствовал свою причастность к этой маленькой победе. Наверное, именно это ощущение заставляет людей идти в волонтеры.

share
print