Истории

Инвалидный Невский

Даже образцово-показательный Невский проспект не приспособлен для людей с ограниченными возможностями.


В этом убедились участники акции, проведенной в Международный день защиты прав инвалидов. Давно очевидное для инвалидов-колясочников стало бесспорным и для председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры: Сергей Харлашкин на себе испытал, каково это перемещаться по городу в инвалидной коляске.

ОБЪЕДИНЕНИЕ. Проблема доступности городской среды объединила пять городских общественных движений: активисты сообществ «На коляске без барьеров», «Колясочники Питера», «НЕдоступная среда», «Красивый Петербург» и «Честный Петербург» две недели готовили акцию, которая, хочется верить, перевернет отношение чиновников к правам инвалидов. Идея акции была проста: несколько человек на инвалидных колясках должны проехать по Невскому от Дворцовой и площади Восстания до Александринского театра и наглядно показать, насколько это трудная, а порой и вовсе непосильная затея. Социальный флешмоб поддержали большинство питерских СМИ, что, возможно, и подтолкнуло участие в инспекции главы профильного комитета Смольного, отвечающего за реализацию программы «Доступная среда».

УСИЛИЯ. Здорового человека на своих двоих Невский смущает, разве что, не очень широкими тротуарами, на которых, как правило, не протолкнуться из-за туристов. Даже с детской коляской или с велосипедом не обратишь внимания на небольшие перепады высот, на не приглаженные уклоны на съездах с пешеходных переходов, выступы гранитных плит на тротуаре, бордюров, поребриков, решеток ливневой канализации и всевозможных люков. Для человека в инвалидном кресле эти сантиметры — решающий фактор: доступ есть или проезд невозможен.
«Передвигаться по городу в инвалидном кресле оказалось тяжело и физически, и морально. Были такие участки, которые особенно сложно преодолеть», — признался после несколько сотен метров пути в коляске Сергей Харлашкин, вполне физически крепкий мужчина.

БАРЬЕРЫ. Если по тротуарам еще худо-бедно можно перемещаться, как оказалось, гранитные набережные и мосты для движения на колясках вообще не приспособлены. Инвалиды вынуждены объезжать эти преграды по проезжей части, прижимаясь к обочине, и все равно рискуя угодить под колеса мчащихся рядом машин.
Одним из таких барьеров на пути участников акции стал пешеходный переход к Аничковому мосту: подъем на него сделан еще по проекту инженер-майора николаевской эпохи, когда не думали о доступности среды, и высокие гранитные ступени — неотъемлемая часть памятника истории и архитектуры 1840-х гг.
Камнем преткновения для колясочников стали и практически все коммерческие заведения на Невском: 9 из 10 объектов, в том числе «Стокманн», проверку на легкодоступный въезд на инвалидной коляске в полной мере не прошли. Как ни странно, в «Стокманне», построенном уже в эпоху инвалидных ГОСТов, угол наклона пандуса на въезде в торговый центр оказался выше нормы — не 5 градусов, а 7,5. Проблемой оказалось найти доступный для инвалидов туалет: с доступным подъездом и широкой – до 90 см дверью. Не нашлось на всем Невском и окрестностях и кафе, способного принять большое количество людей с ограниченными возможностями: итоги акции «отмечали» в социальных сетях.

ИТОГИ. С торговыми, банковскими и иными объектами, не доступными для инвалидов, Смольный пообещал навести порядок в ближайшее время: добровольно или принудительно (за не обеспечение доступной среды в КоАП РФ предусмотрен штраф для юрлиц от 20 тысяч рублей). Чтобы сгладить острые углы и убрать лишние сантиметры на пути инвалидных колясок, нужны время и деньги на проектные и ремонтные работы. Но главное, что проблема теперь обозначена. Сергей Харлашкин, комментируя итоги акции, официально заявил, что «мы ужесточим контроль за соблюдением требований по обеспечению доступности сооружений для людей с ограниченными возможностями при ремонте и реконструкции существующих объектов».
 

share
print