Истории

Прожитая Америка Стива Шапиро

Более 100 фотографий 1960-х годов: от портретов четы Кеннеди и Дэвида Боуи до репортажей из наркоманских притонов в Гарлеме и маршей протестов — в музее Эрарта, впервые в Петербурге, работы Стива Шапиро одного из важнейших фотодокументалистов XX века.

В свои 82 Стив по-прежнему не расстается с камерой, открыт для общения и иронизирует по поводу своих талантов.

О ч/б

Мне кажется, что черно-белая фотография более эмоциональна, лучше передает эмоциональное состояние человека. Попробуйте снять какую-нибудь сильную эмоциональную ситуацию в ч/б и пропустить мимо человека в ярко-желтом свитере или с красным аксессуаром. Естественно, все эмоциональное натяжение потеряется, все внимание сконцентрируется на цвете. Цвет часто мешает, рассеивает наше внимание. Кроме того, это такое мастерство, которое сейчас теряется. Много фотографий делается в цифре, часто носители цифровых камер даже не могут сменить режим съемки с цветной на черно-белый.

Чтобы снимать в ч/б нужно определенное искусство, которое мне очень близко и которое очень хорошо передает сущность, личность человека.

Хотя для некоторых целей цветная фотография подходит, может быть, и лучше.

_Erarta_livamerica_rep1

Секреты

Все эти фотографии снял один маленький парень, а теперь всего его фотографии у меня. Он на самом деле большой трудоголик, а я к этому имею очень маленькое отношение (смеется). Мне очень сильно повезло, потому что жизнь связала с людьми, которые обладают большой харизмой, они сделали эти фотографии шедеврами.

Позиция

При съемках

важно стать мухой на стене, максимально незаметной, присутствующей при всем происходящем, со свободой перемещаться, выбирать угол обзора, участвовать в ситуации, не видимой и не слышной.

Иногда удавалось завести разговор, поучаствовать в каких-то обсуждениях. Например, с Алеком Гиннесом, актером «Звездых войн». Но чаще приходилось быть где-то в сторонке, передвигаться, ловить ракурс, человека, личность, ситуацию. 

Грани

Для меня как для фотографа важно совмещать в процессе творчества три составляющие:

эмоции, дизайн (обрамление, композиция, конструкция фотографии) и информативность.

Когда эти три составляющие соединяются, тогда получаются хорошие фотографии.

_Ив Монтан на 5-й авеню

Взгляд

Важно понимать, что каждый из нас уникален, каждый имеет свое видение мира. Нам кажется, что человек, который стоит рядом с нами, смотрит на происходящее и видит то же самое, что и мы. Это не так.

Важно выработать в себе собственное виденье, понимать его и ощущать свою личность в том, что ты делаешь. Это помимо того, что ты просто любишь свое занятие – это тоже часть успеха.

Для примера. Во время марша за гражданские права чернокожих одновременно делали фотографии три достойных фотографа: я, Брюс Дэвидсон и Тим Каранис. Брюс снял афроамериканского мальчика на фоне американского флага, в мощном ракурсе, фотография стала известным постером, политически сильным кадром. Тим тоже снял мальчика на фоне флага, в его варианте — это камерный снимок. Я в свою очередь решил сфотографировать его в очень маленьком формате, на фоне флага, но размером с букашку, чтобы показать, что мальчик ничто, маленькая фигурка в этом огромном движении, показать его масштаб. Все три фотографии получились очень разные, но все они отражали по-своему одно и тоже событие.
Когда вы занимаетесь фотографией, надо понимать, что босс здесь не фотоаппарат, а вы, вы все контролируете, это лишь ваша машина, чтобы сделать произведение искусства. Плюс цифровой современной фотографии в том, что вы можете мгновенно посмотреть, что у вас получается, а что нет, и таким образом тут же что-то изменить, добавить, внести изменения, чтобы усилить ваше произведение искусства.

_Под мостом

Мечта

Кого еще хотел бы сфотографировать? Путина (смеется).

Волна

Очень важно быть на одном уровне, на одной волне с человеком, которого фотографируешь. Если начать копаться в своем оборудовании или как-то замешкаться с техникой, очень легко потерять эту спонтанность ситуации, уже установившийся контакт. Очень часто для съемок по заданию какого-либо журнала снимал в течение 4-5 дней. И очень часто в последний день, в последний момент создавалось то, что было нужно. Часто сам нервничаю гораздо больше, чем мои модели. Мне очень важно выстроить с ними связь, оказаться с ними на волне, чтобы у меня все получилось

_Photograph-of-Steve-Schapiro-©-Steve-Schapiro

Момент

Во всех ситуациях надо соображать, разбираться. У меня никогда не было заранее спланированной тактики, приходилось всегда как-то выбираться по ходу дела. Для студийных фотографов дело обстоит проще: выстроить свет, композицию, чтобы сделать идеальный вариант, который уже есть в голове. Ситуация с репортерской фотографией другая. Любой марш или съемка для кино — это всегда необходимость почувствовать дух происходящего. Предсказать что-либо невозможно. Но иногда можно интуитивно почувствовать, какой кадр станет легендарным, иконой времени.

Ближайшие пять минут всегда неизвестность.

И даже в кино, когда вы уже прочли сценарий, сюжет фильма, все равно происходят неожиданные вещи.
Например, ситуация. 1963-й год. Аэропорт в Вашингтоне. Джон Кеннеди и Джеки Кеннеди в процессе фотографирования. Большая конкуренция, огромное количество фотографов. И я со своим невеликим ростом понимаю, что шансов очень мало сделать хороший снимок. Поэтому решился пролезть сквозь колени, через толпу, прямо в первый ряд, на 2-3 метра и сделать очень интересную фотографию снизу. Джеки не любила смотреть в камеру, всегда отводила взгляд куда-то в сторону, вверх. И снизу угол получился совершенно мечтательный — она как будто замечталась, такая загадка. Фотография получилась неординарной.

_Избирательная кампания Роберта Кеннеди

Нон-стоп

Только прилетел в Петербург из Чикаго, бросил сумки в отеле и два часа провел в Эрмитаже, фотографируя, создавая новый проект. 36 часов не спал. Но был такой плодотворный день! Удалось снять несколько кадров, проникнуть в вещи, которые меня давно интересовали. Но как бывает. Порой тебе кажется, что ты отснял потрясающий материал, а начинаешь в нем копаться и понимаешь, что хороших фотографий там единицы. И наоборот. Думаешь, что снял ерунду, а там все прекрасно. Я думаю, что смог бы сделать подборку «Проживая Петербург» за недели 2-4. Но пока 120 фотографий для выставки еще явно нет.

Селфи

Автопортреты делаю крайне редко. Как правило, это ужасный, отвратительный опыт. Селфи не делаю никогда, только когда меня просят попозировать. Но если бы это был Путин, с ним бы я точно заселфился. Почему нет?
 

share
print