Истории

«Арлекин» как скорая помощь детскому театру

Сегодня - 22 апреля 2016 года детской оперой «Ноев Ковчег» Бриттена  на сцене театра «Зазеркалье» открывается Тринадцатый Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин».

Шесть конкурсных спектаклей (жюри в этом году возглавил известный режиссер Евгений Ибрагимов), более десятка- внеконкурсных. Специальная программа – режиссерская лаборатория «Шаг 11+. Новая немецкоязычная драматургия», круглый стол «Театр равных возможностей» и т.д.

Когда-то «Арлекин», ныне ставший аналогом российской «Золотой маски», только среди спектаклей для детей, задумывался не как парад лучших спектаклей, а как средство реанимации театра для детей.

Вспоминает директор-распорядитель «Арлекина» Марина Корнакова: «Большинство детских спектаклей тогда были сделаны будто под копирку режиссерами-троечниками. Театр для детей выглядел как некий отстойник, куда свалено все, что непригодно в театре для взрослых».

«Арлекин» призван был встряхнуть детский театр, поэтому фестиваль сразу заявили всероссийским, предусмотрели стимулирование к творчеству – учредили Национальную премию в области театрального искусства для детей. И не просто памятный подарок, хотя статуэтка Арлекина прекрасна. Театр – победитель получал денежную премию для создания нового спектакля. С тех пор размер премии в триста тысяч рублей не увеличился, но уже немало ярких спектаклей удалось создать.

Марина Корнакова напоминает, что с первого же фестиваля проводились актерско-режиссерские лаборатории дл студентов и недавних выпускников театральных вузов. И вот сегодня картину детского театра и лицо «Арлекина» определяет молодое поколение режиссеров: все конкурсные и большинство внеконкурсных спектаклей поставлены именно ими.

На конкурс было отобрано шесть из 102 спектаклей. Два из них в Петербург не приехали по объективным причинам и будут демонстрироваться на видео. Это притча «Русалочка» из Екатеринбургского ТЮЗа (режиссер Роман Феодори) и опера-квест по произведениям Эдварда Лира  «Путешествие в страну Джамблей» Пермского театра оперы и балета  (режиссеры Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов).

Марине Корнаковой трудно выделить что-то, что обязательно надо посмотреть. По ее мнению, смотреть надо все. Спектакль Красноярского ТЮЗа «Алиsа» уже в апреле увидели москвичи – он номинирован и на «Золотую Маску».  Этот спектакль – яркое явление современного визуального театра. Он состоится на сцене театра имени Комиссаржевской.

Спектакль «Волшебник страны Оз» петербургского Небольшого драматического театра –еще один участник конкурсной программы. Его  покажут на сцене театра «Зазеркалье». В театре Ленсовета – конкурсный мюзикл по сказке Сельмы Лагерлёф «Странствия Нильса» на музыку Максима Леонидова. Как пишут критики, это не просто сказка, а история взросления души.

«У лис длинные носы» - спектакль Омского ТЮЗа, поставленный молодым режиссером Полиной Стружковой по пьесе современного немецкого драматурга Ульриха Хуба – еще один конкурсный спектакль.

Во внеконкурсной программе хочется отметить «Колино сочинение» петербургского режиссера Яны Туминой – спектакль, поставленный под впечатлением от стихов и истории про Колю Голышева – мальчика с синдромом Дауна, талантливого поэта. На этот спектакль, который будет показан на сцене театра «Кукольный формат», собирали деньги всем миром – на краудфандинговой платформе.

Посмотрите «Снежную королеву» - андерсеновский спектакль, который приедет на «Арлекин» из Кёльна. В нем участвуют глухонемые подростки из Германии, а на просмотр приглашены такие же дети и подростки из Петербурга и обычные зрители.

Необычный спектакль Архангельского театра кукол «Что это такое – быть ребенком?» пройдет в помещении детской библиотеки на Марата, 72 – в здании в стиле модерн. Это спектакль для родителей, помогающий им понять своих детей. Будет среди спектаклей и эксперимент – «Илиада Одиссея» Виталия Дьяченко, где дети окажутся внутри троянского коня. А на Новой сцене Александринского театра на спектакле по произведениям Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые» зрителям предложат устроиться не в театральных креслах, а на катающихся столах.

share
print