Истории

Бедствие промышленной архитектуры

В Международный день памятников и достопримечательных мест, который отмечается 18 апреля напомним о погибающих уникальных зданиях бывших фабрик и заводов Петербурга-Петрограда-Ленинграда, некогда мощных, передовых, снискавших городу славу промышленной столицы.

Теперь, в постиндустриальную эпоху эти краснокирпичные корпуса  в большинстве своем разрушаются.  Редко кому из них выпадает хороший инвестор и удачный проект – чтобы стать Лофтом, Единым центром документов, общественным пространством и т.д. Со статусом вновь выявленных объектов, региональных и даже федеральных памятников эти здания погибают.

И погибнут из-за аварийного состояния, если на то, чтобы дать им выжить и жить не будет пресловутой «политической воли». И пусть западные архитекторы и студенты с туристами сколь угодно восхищаются и пусть у себя устраивают эти филармонии в бывшем порту, как в Гамбурге или музей промышленной архитектуры со статусом объекта Всемирного наследия, как шахта Зольферайн в Рурском бассейне, или  комплекс с кафе, ресторанами и бутиками, как на  старом спиртовом заводе в Торонто. Мы другим путем идем, своим собственным, доводим памятники до аварийного состояния сами.

Маргарита Штиглиц, доктор архитектуры, специалист в области изучения истории промышленного зодчества и архитектуры советского авангарда 1920-х-1930-х годов убеждена, что спасти памятники может лишь государственная городская программа по использованию памятников промышленной архитектуры и сотрудничество с инвесторами. И напоминает, как в начале девяностых годов эти здания включали в списки вновь выявленных объектов наследия. Тогда в КГИОП провели всю эту работу. А потом дело встало. Сейчас в КГИОПе нет сектора промышленной архитектуры, есть один специалист – Валентина Лелина, профессионал замечательный, но ей одной не справиться, а помощников и преемников у нее нет.

С инвесторами целенаправленной работы не ведется. «У нас существует при городской власти комиссия по редевелопменту территорий промышленного пояса, - напоминает Штиглиц. – Но там говорится о чем угодно, кроме исторической промышленной застройки». Инвесторам же, по мнению Маргариты Сергеевны, надо давать преференции, если они берутся возвращать к жизни аварийное здание бывшего завода. «Пусть хоть за рубль купят», - говорит Штиглиц.

Она напоминает историю трикотажной фабрики «Красное знамя» (проект немецкого архитектора Эрика Мендельсона), которую инвестор – бизнесмен Игорь Бурдинский хотел превратить в Центр современного искусства, но значительную часть территории пришлось продать – из-за проблем с финансированием. И теперь к 2019 году рядом со знаменитым конструктивистским «кораблем» вырастет жилой дом, который будет на 11 метров выше и буквально «задавит» памятник.

«С точки зрения юридической – нарушений нет, - говорит Штиглиц.- Здание будет выстроено  за границами памятника, а инвестор использует территорию с большей прибылью для себя, не считаясь с тем, каково значение этого шедевра эпохи авангарда, который признан во всем мире».

«Остро встанет вопрос о мясокомбинате имени Кирова, - продолжает эксперт. -  Мы сделали историко-культурную экспертизу, она лежит в архиве КГИОПа, мы сделаем новую, и все равно включим туда, как и в прошлый раз, весь комплекс зданий, созданных архитектором Ноем Троцким – мастером конструктивизма». Комплекс зданий мясокомбината на Всемирной выставке в Париже в 1937 году получил золотую медаль, а сейчас находится в ужасающем – аварийном состоянии.

В жутком состоянии на Петровском острове  пребывает солодовня Пивоваренного завода «Бавария» - памятник, который «висит» на городе, и власти не додумались до сих пор, как его использовать эффективно. Солодовню еще в конце восьмидесятых руководители пивоваренного предприятия пытались взорвать – за ненадобностью, но старые корпуса устояли. Эта солодовня скорее похожа на романтический замок, хотя теперь, зияя выбитыми окнами, она, скорее, больше подходит для декораций для фильмов ужасов.

«Все расхватано, федеральный памятник по кусочкам распродан, - рассказывает Маргарита Штиглиц о горькой судьбе старинных корпусов Адмиралтейских Ижорских заводов. – А это мог быть музей-заповедник промышленной истории. Там же есть и уникальная подземная часть, со сводчатыми потолками».

Так и не создали в одном из газгольдеров на Обводном канале музей газовой промышленности и энергетики, хотя Смольному и самому Газпрому идея  вроде нравилась. И мало кто знает об этих уникальных, прекрасных в своей брутальности краснокирпичных колизеях – газгольдерах Петербурга. Хотя они могли бы стать гордостью, знаковыми объектами, как аналогичные сооружения в Вене – комплекс Vienna Gasometers стал своеобразной, обособленной инфраструктурой внутри большого города. Огромные башни соединяются воздушными мостами, переходами. Внутри комплекса созданы торговые, развлекательные зоны; жилые квартиры, хостелы, там работает банк.

А завод «Красный гвоздильщик» с его прекрасной водонапорной башней –творением выпускника Академии Художеств Якова Чернихова? Посмотреть на это конструктивистское чудо приезжала сама великая Заха Хадид. Мы же до сих пор не можем придумать, что с башней делать. Можно продолжать печальный список. Восемьдесят корпусов «Треугольника», распроданных и ветшающих, электростанция в Уткиной заводи, дававшая ток в блокаду, а ныне находящаяся в ужасном состоянии. А что говорить о промышленном оборудовании, старинном, давно ставшим раритетом. Оно утрачивается безвозвратно. Разговоры о создании музея  науки и промышленности в городе, разгоревшиеся в бытность вице-губернатором Василия Кичеджи, теперь не идут. Кризис.

гвоздь

Маргарита Штиглиц рассказывает, сколько интересных идей и проектов у ее студентов, которые придумывают и обосновывают – как приспособить для современного использования промышленные памятники. Но у нас нет ни воли, ни денег. Ни  даже сектора в КГИОПе.

Завершать текст на печальной ноте в день, когда говорят о памятниках и показывают их народу, не хочется. Так что – вот хорошая новость – в июне в Петербурге начнется программа ВООПИиКа, субсидируемая городскими властями – граждане смогут реализовать свое конституционное право на доступ к объектам культурного наследия, даже к таким, которые, являясь, памятниками, в обычной жизни для всех подряд закрыты.

Как рассказал зампредседателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов, вот-вот должно появиться постановление городского правительства об этом, а сама программа уже разработана и принята, даже есть бюджетные средства. Будет сайт, будут круглогодичные  экскурсии на 50 объектов, лекции и квесты. Для граждан - все  бесплатно.  В Москве такая программа по трем сотням памятников есть, называется «Выход в город».  Этот просветительский проект, безусловно, будет популярен – когда КГИОП раз в году устраивает подобные экскурсии (16 апреля, в минувшую субботу как раз были такие), то от желающих отбоя нет. Петербуржцы свой город, его ангелов и демонов любят. Защищают, как могут. Но не всегда получается защитить.


 

share
print