Истории

Поднимает голову бедность

Надо помогать семьям переживающим кризис, бедным семьям – чтобы сохранить детей в семье и саму семью, а не увеличивать число сирот. Таков основной посыл ежегодного доклада Уполномоченный по правам ребенка Светланы Агапитовой.

Давно пора начать перестраивать на новый лад дома ребенка. В них сейчас свыше двухсот свободных мест. При этом в 2015 году по заявлениям родителей в домах ребенка оказалось 179 детей, 28 малышей там побывали по таким заявлениям уже повторно. Только 49 малышей – с тяжелыми заболеваниями. У остальных родителей просто так сложилась жизнь – бедность, нет работы, проблемы с жильем, другие социальные причины.

Именно они толкают людей писать заявления на временное размещение в дом ребенка малыша в возрасте до трех лет – когда любовь и внимание матери и отца необходимо, как никогда. В этом возрасте депривация от отсутствия этой любви и защиты калечит на всю жизнь, порождая базальную тревожность - переживаемые человеком чувства одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире, неуверенность в себе, многие проблемы, которые потом будут мучить взрослого человека пожизненно. А их корни – в оторванности от близких в первые месяцы и годы жизни. Во всем цивилизованном мире об этом знают.

В Петербурге до сих пор большая проблема с устройством малышей в ясли. Так почему бы не перестроить работу домов ребенка так, чтобы сделать в некоторых из них пятидневки, а кризисные родители не временный отказ писали и таким образом решали проблемы? И хорошие кадры петербургских домов ребенка были бы востребованы. Агапитова напомнила размер пособия матери-одиночки – 1222 рубля в месяц! Зато на одного малыша в доме ребенка государство тратит около ста тысяч в месяц.  Это ненормально.

Надо сопровождать кровные семьи, которым тяжело. Для этого давно пора принять на федеральном уровне закон о социальных воспитателях. Проект такогог закона в очередной раз внесен в Госдуму.

За последние годы в Петербурге уменьшилось число сирот. Как сообщает Светлана Агапитова, в 2011 году было 13274 сирот и детей без попечения родителей. В 2015 году таких детей 12185 (10400 в приемных семьях или под опекой, 1785 в учреждениях). Уменьшилось и число отказов от детей в роддомах с 353 в 2012 до 188 в 2015 году.

В минувшем году 295 детей Петербурга были усыновлены россиянами, 83-иностранцами, 213 вернулись в биологические семьи, в замещающие  семьи передано 1487 детей, среди усыновленных и опекаемых – 45 детей-инвалидов.

В 2015 году увеличилось число вторичных отказов от детей – это цифра почти достигла уровня 2012 года, что скорее всего связано с финансовыми трудностями времени экономического кризиса ( 2012 год – 269 отказов, 2013 – 100, 2014-88, 2015- 263), было и три случая отмены усыновленя. Агапитова считает, что в случаях отказов от опекаемых и детей, переданных в приемную семью, взрослые, отказавшиеся от ребенка, должны бы вернуть в бюджет средства, которые им на это выделялись, а в случае отказа от усыновления – платить алименты.

В Петербурге растет рождаемость и число многодетных семей, но в то же время поднимает голову бедность. В 2014 их было 48 336, а в 2015 уже 58844 – на десять тысяч больше! В малоимущих семьях воспитывается 95 тысяч детей. Пособие на ребенка по-прежнему ниже прожиточного минимума.

Чудовищна цифра задолженности по алиментам на детей — более 2,5 млрд рублей. Из этой суммы только 3,2 млн приходится на учреждения, где растут дети и куда родители не платят. Большая часть не выплаченных алиментов приходится на неполные семьи, где детей растит одна мать или что реже – отец, а другой родитель уклоняется от материальной помощи.

share
print