Истории

Пережить и осмыслить горе

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вечером 1 апреля 2016 года Александр Эткинд- психолог, философ, культуролог, историк российского психоанализа, исследователь исторической памяти, профессор Европейского университета во Флоренции представит свою новую книгу «Кривое горе: память о непогребенных».

Это книга о горе по жертвам советских репрессий, о культурных механизмах памяти и скорби. В России так и остались непогребенными миллионы погибших, памятники им до сих пор не воздвигнуты, их палачи не осуждены – поэтому в настоящем продолжает жить прошлое. От «Дела историков» до шедевров советского кино, от памятников жертвам ГУЛАГа до постсоветского «магического историзма» и постоветского фэнтези с «попаданцами»  Александр Эткинд рисует причудливую панораму посткатастрофической культуры.

Почему наше горе – «кривое»? Почему наша память о репрессиях не стала общенациональным покаянием и в большинстве своем не обрела четкие и присущие монументальной памяти формы – памятники, музеи? У нас в Перми сделали в итоге музей не жертв, а вертухаев, а музей ГУЛАГа у нас – виртуальный. Как работает наше горе?

Сегодня те, кто придет на встречу с Александром Эткиндом в музей, пройдут через старый Шереметевский сад. И прежде чем зайти в музей, можно будет подойти к другой двери - той самой, в которую входили все те, кто жил в квартире 44, у кого, как и у Ахматовой, был пропуск с фото и надписью "жилец", входили все те, кто посещал эту квартиру.

Многие стали жертвами Большого террора. Теперь у этой двери висят таблички «Последнего адреса» - той попытки удержать память, вербализовать и овеществить ее. Проговорить, пережить горе. Здесь ежегодно 30 октября в День памяти жертв политических репрессий при зажженных свечах в темном саду читают имена погибших.

И нет уже свидетелей событий...
И медленно от нас уходят тени,
Которых мы уже не призываем,
Возврат которых был бы страшен нам...

Это написала Анна Ахматова в 1945 году

Александр Эткинд пишет, что в этой элегии «Ахматова описывает три стадии работы горя: острое чувство недавней утраты, пока еще не исчез любимый образ; навязчивое посещение мест памяти, которое освобождает субъекта, делая воспоминание привычным и безопасным; и наконец, неминуемое признание потери, когда память остраняет умерших. Эта третья стадия тише, но и страшнее остальных».

Когда же наше горе перестанет быть «кривым»? Отвечая корреспонденту  MR7 на этот вопрос, Александр Эткинд говорил, что нужно время и усилия, и поскольку времени уже прошло бесконечно много, то дело теперь в усилиях. Хватит ли сил, захотим ли? Или так и будем блуждать, как «попаданцы»?

Сегодняшняя ситуация в стране, по мнению Эткинда тоже не самая благоприятная, но совсем другая. «Ни в какие «возвраты» я не верю, и не верю в то, что история повторяется и циклична», - говорит ученый.

share
print