Политика должна понимать что культура находится над политикой, доказать это – наша борьба. А когда они (политики- MR7.ru) этого не понимают и говорят, что сначала политика и экономика, а потом культура - вот тогда не происходит ничего хорошего. Об этом говорил на встрече с журналистами генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«В подкорке у людей нет понимания, что есть вещи важнее сиюминутного интереса, - отметил Пиотровский. - Вот мне пишут в связи с Пальмирой из Выборга, где у нас есть центр: «Какая, к черту, Пальмира, если финские города выглядят лучше, чем русский Выборг?» Пиотровский считает это провинциальным сознанием - когда люди говорят о том, что «у нас мало денег, и поэтому не надо соваться», забывая о том самом главном – культуре, что важнее всех сиюминутных интересов.
Говоря о грядущем восстановлении освобожденной войсками Асада древней Пальмиры от сил ИГ (запрещена в России), Пиотровский сказал, что этим должны заниматься ЮНЕСКО и люди культуры, специалисты, имеющие опыт восстановления памятников археологии. В России такие специалисты есть в Эрмитаже, Кунсткамере, Пушкинском музее в Москве, Российско-Йеменской археологической экспедиции.
Эрмитаж будет одним из главных участников. «Получилось, что наша кампания в Сирии помогла спасти Пальмиру, я считаю, что это замечательно», - сказал директор Эрмитажа. Он также отметил, что Пальмиру можно было защитить, ведь боевики - исламисты двигались туда по пустыне, но их никто не остановил. «А русских не было», - сказал Пиотровский.
По мнению директора Эрмитажа, в Пальмире разрушено около 70% памятников, но если бережно поднять и установить на место все упавшие камни, то разрушений будет около 30%, ведь большая часть музейных коллекций Пальмиры была вывезена в Дамаск и сохранилась. Михаил Пиотровский рассказал, что специалистам предстоит решить – как восстанавливать разрушенное, чтобы соблюсти и чистоту реставрационных работ, а с другой стороны – воссоздание Пальмиры станет неким символом, как в свое время воссоздание разрушенного фашистами Петергофа. И для этой работы надо найти определенный баланс, для этого и потребуются усилия мирового музейного и реставрационного сообщества.
Если же говорить о возможных похищениях и появлении на рынке музейных ценностей из тех предметов, что не были эвакуированы, то, как сказал Пиотровский «пальмирские вещи легко узнаются, покупать их могут только неинтеллигентные олигархи в разных странах, чтобы в саду у себя поставить, либо законспирированные торговцы, которые спрячут их лет на сто или двести». По мнению директор Эрмитажа, в мире выстроена четкая система контроля за торговлей древностями.
В Эрмитаже, как сообщается на официальном сайте музея, находится Пальмирская коллекция древностей, которая включает десять погребальных рельефов, несколько фрагментов скульптуры (головы), большую плиту с надписью на греческом и арамейском языках – Пальмирский таможенный тариф, а также мелкие предметы – тессеры (жетоны с изображениями и надписями, которые использовались и как лотерейные билеты, и как билеты для участия в различных мероприятиях – общественных пирах, театральных представлениях) и монеты. Три погребальных рельефа были подарены Эрмитажу в 1909 году патриархом Антиохийским Кириллом. Другие надгробные рельефы поступили из Русского археологического института в Константинополе, коллекция которого была в 1914 году эвакуирована в связи с началом Первой мировой войны; в Эрмитаж они были переданы в 1932 году. А один рельеф был подарен Эрмитажу в 2010 году Александром Козинцевым – сыном знаменитого советского кинорежиссера.