Истории

Пальмире помогут все музеи мира

Политика должна понимать что культура находится над политикой, доказать это – наша борьба. А  когда они  (политики- MR7.ru) этого не понимают и говорят,  что сначала политика и экономика, а  потом культура - вот тогда  не происходит ничего хорошего. Об этом говорил на встрече с журналистами генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«В подкорке у людей нет понимания, что есть вещи важнее сиюминутного интереса, - отметил Пиотровский. -  Вот мне пишут в связи с Пальмирой из Выборга, где у нас есть центр: «Какая, к черту, Пальмира, если финские города выглядят лучше, чем русский Выборг?» Пиотровский считает это провинциальным сознанием - когда люди говорят о том, что «у нас мало денег, и поэтому не надо соваться», забывая о том самом главном – культуре, что важнее всех сиюминутных интересов.

Говоря о грядущем восстановлении освобожденной войсками Асада древней Пальмиры от сил ИГ (запрещена в России), Пиотровский сказал, что этим должны заниматься ЮНЕСКО и люди культуры, специалисты, имеющие опыт восстановления памятников археологии. В России такие специалисты есть в Эрмитаже, Кунсткамере, Пушкинском музее в Москве, Российско-Йеменской археологической экспедиции. 

Эрмитаж будет одним из главных участников. «Получилось, что наша кампания в Сирии помогла спасти Пальмиру, я считаю, что это замечательно», - сказал директор Эрмитажа.  Он также отметил, что Пальмиру можно было защитить, ведь боевики - исламисты двигались туда по пустыне, но их никто не остановил. «А русских не было», - сказал Пиотровский.

По мнению директора Эрмитажа, в Пальмире разрушено около 70% памятников, но если бережно поднять и установить на место все упавшие камни, то разрушений будет около  30%, ведь  большая часть музейных коллекций Пальмиры была вывезена в Дамаск и сохранилась. Михаил Пиотровский рассказал, что специалистам предстоит решить – как восстанавливать разрушенное, чтобы соблюсти и чистоту реставрационных работ, а с другой стороны – воссоздание Пальмиры станет неким символом, как в свое время воссоздание разрушенного фашистами Петергофа. И для этой работы надо найти определенный баланс, для этого и потребуются усилия мирового музейного и реставрационного сообщества.

Если же говорить о возможных похищениях и появлении на рынке музейных ценностей из тех предметов, что не были эвакуированы, то, как сказал Пиотровский «пальмирские вещи легко узнаются, покупать их могут только неинтеллигентные олигархи в разных странах, чтобы в саду у себя поставить,  либо законспирированные торговцы, которые спрячут их лет на сто или двести». По мнению директор Эрмитажа, в  мире выстроена четкая система контроля за торговлей  древностями.

В Эрмитаже, как сообщается на официальном сайте музея,  находится Пальмирская коллекция древностей, которая включает десять погребальных рельефов, несколько фрагментов скульптуры (головы), большую плиту с надписью на греческом и арамейском языках – Пальмирский таможенный тариф, а также мелкие предметы – тессеры (жетоны с изображениями и надписями, которые использовались и как лотерейные билеты, и как билеты для участия в различных мероприятиях – общественных пирах, театральных представлениях) и монеты. Три погребальных рельефа были подарены Эрмитажу в 1909 году патриархом Антиохийским Кириллом. Другие надгробные рельефы поступили из Русского археологического института в Константинополе, коллекция которого была в 1914 году эвакуирована в связи с началом Первой мировой войны; в Эрмитаж они были переданы в 1932 году. А один рельеф  был подарен Эрмитажу в 2010 году Александром  Козинцевым – сыном знаменитого советского кинорежиссера.

share
print