Истории

«Неприкасаемые»: Простите нас!

В холодной и темной, так и не восстановленной толком после давнего пожара «Анненкирхе», знакомой многим, как некогда культовый кинотеатр «Спартак», 30 марта 2016 года показали документальный спектакль о бездомных в Петербурге «Неприкасаемые». Работа над спектаклем шла почти полгода. Заявили о старте проекта на Петербургском международном культурном форуме. Средства собирали краудфандингом.

Режиссер «Неприкасаемых» – обладатель «Золотой маски» Михаил Патласов, тот, кто создал «Антитела», документальный спектакль об убитом неонацистами петербургском студенте-антифа Тимуре Качараве. Художник, оформивший спектакль – Владимир Абих. Он вместе с соавтором - Славой PTRK в 2014 году представлял в Петербурге выставку «Уличная грязь», уникальный проект, впоследствии объехавший Европу. Там портреты бездомных людей с помощью специальной технологии были созданы из той самой уличной грязи, которая въедается намертво в их лица и руки. Музыку к спектаклю написал Олег Каравайчук.

Команда разных людей – драматургов, профессиональных актеров, видеохудожников, дизайнеров, волонтеров, журналистов. Газета «Мой район» собирала истории о бездомных людях, которые присылали читатели.

Спектакль погружает в жизнь реальных бездомных. Актеры читают текст, а на видео – те же актеры и бездомные, которые рассказывают и показывают – как живут, мясо добывают, водку пьют, отношения выясняют. А еще на сцену выходят актер и бездомный. Один на один. И актер помогает бродяге сыграть себя, даже не сыграть, а рассказать реальную историю жизни. Без прикрас, без жалости, без оценок.

В соцсетях зрители делятся впечатлениями. Виктория Рыжкова, сотрудница «Ночлежки» - старейшей в Петербурге и самой влиятельной организации, которая помогает бездомным, пишет: «За восемь лет в Ночлежке, пожалуй можно было привыкнуть к тому, что в жизни много боли, наивной глупости, болезни и несправедливости, и что нет этому и не будет ни конца ни края. Но я не могу. Ты просто тонешь в этих потоках ужаса и отчаяния, в этой ледяной Анненкирхе, и просто сдерживаешься изо всех сил, чтобы не заорать - Хватит, пожалуйста!!!».

На «Неприкасаемых», я не знаю сколько там было историй, но вот отрывки из некоторых, в моем вольном пересказе, все настоящие, некоторые сыграны актерами, некоторые рассказаны от первого лица: «Мне 25, из них 22 я стою на учете в Ночлежке,... я пить начал в 10 лет...». «Я помню несла его в казенный дом, а у меня асфальт с домами шевелился. Я тогда дней 8 уже не ела... Он тогда кричал, - Ты зачем ребенка сдала!. Я ему, - ты мне хоть как-то помог? Хоть на 100 рублей? Хоть буханкой хлеба? Нет.... Я о доме мечтаю. чтобы большой был, светлый, чтобы братья и сестры, чтобы дети».

«Я в коммуналке жил, сначала они забрали у меня шкафчик, скандалили, потом просто стали говорить: - Выходи, мы тебя сейчас бить будем. Я ушел. Первую ночь ночевал в Университетском садике, на скамейке, у меня в первую же ночь рюкзак со всеми документами и украли...Нет, домой не пускают!».

без-2

«Меня тогда воспитательница на работу пристроила, я сидел в белых трусиках и носочках, это потом я уже во взрослое порно попал. Нас там на 6 часов раком ставили, и вот это была жесть... Я потому так об этом всем рассказываю,потому что хочу чтобы не было этой педофилии, насилия и грязи, дети в любви должны жить. Еще, еще я мечтаю открыть большой кошачий приют, и всех кошек отдавать в добрые руки».

В финале спектакля упали покровы, не только разделяющие зал и стены храма, но и ставшие поверхностью, на которой проецировались видео, создававшее пространство спектакля – вокзал, город, «жилища» бездомных. И обнажились стены церкви со следами пожара. И один за одним к зрителям вышли бездомные люди и заполнили пространство импровизированной сцены.

Кто-то шел на костылях. И режиссер Михаил Патласов тоже вышел к залу и сказал, что бездомные прочтут сейчас комментарии с форума «Как прогнать бомжа», где граждане делятся опытом выживания бездомных из парадных, чердаков и подвалов преимущественно в холодное время года. «Мы хотим, чтобы они прочитали и посмотрели вам в глаза», - сказал режиссер.

И они прочитали. Про «расстрелять», «Оса и газовый баллон», «бомжи не достойны сострадания», «напалмом жечь». Про «сто первый километр» - это еще самое мягкое. И закончили они читать. И замолчали. И зазвучал Гимн Великому городу Глиэра, тот самый, что встречает нас всех на Московском вокзале, где также обитают, будучи гоняемы полицией и презираемы публикой, бездомные люди. Гимн играл громко. Бездомные молча стояли, к ним присоединились актеры, режиссеры Патласов и Борис Павлович из БДТ.

Зал встал. Кто-то крикнул: «Простите нас». Мне было очень холодно и очень больно. Не далее, как несколько дней назад я написала текст о бывшей бездомной девочке Тане, матери четырех детей, отчаянно пытающейся жить по-человечески. И в тексте была простая такая просьба  помочь старой мебелью в новую Танину квартиру, которую наконец-то ей удалось получить. И вот примерно те же самые люди – круг-то один- что рукоплескали в Аннекирхе, писали мне в комментариях, что…ну вы это выше уже прочитали… И про «сто первый километр»…Но нашлись те, кто не писал комментариев, а в личном сообщении просто спросил- как помочь и помог. Мы, наверное, небезнадежны? 


 


 

share
print