Истории

Фильмы о Пушкине — снятые и не осуществленные

Всероссийский Музей А.С.Пушкина решил создать обширную программу, посвященную Году Кино. Сам музей на Мойке, 12, а также его филиалы – Музей-усадьба Державина на Фонтанке и музей Некрасова на Литейном не раз становились площадками киносъемок.

В фондах музея А.С.Пушкина хранится так много экспонатов по теме «Пушкин и кино», что их хватило на масштабную выставку, развернутую в Музее-усадьбе Державина. Поэтому 24 марта 2016 года, там состоится первый кинопросмотр в рамках выставки -  покажут фильм «Странная жизнь Аннибала», посвященный прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу. Фильм был снят во время экспедиции в Камерун и рассказывает о необычной судьбе африканского мальчика, воспитанного Петром I, обучавшегося во Франции и ставшего русским военным инженером.

С помощью современных мультимедиа  на выставке можно узнать об экранизациях пушкинских произведений или фильмов о Пушкине. Надо только коснуться огромного сенсорного экрана и появится информация о фильмах с 1900 года.

Знаменитый фильм  о лицейских годах «Юность поэта», созданный в 1937 году, когда с небывалым размахом в СССР решили отметить столетие гибели Пушкина, получил золотую медаль в том же году на Всемирной выставке в Париже. В экспозиции в Музее-усадьбе Державина – афиша фильма, множество фотографий, особенно «юного Пушкина» - артиста Валентина Литовкина, для которого эта роль оказалась единственной – мечтавший о ГИТИСе юноша погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны.

В одном из залов представлены очень редко экспонирующиеся уникальные рисунки кинорежиссера Сергея Эйзенштейна к неосуществленной кинопостановке «Любовь поэта», задуманной весной 1940 года. Тогда  Эйзенштейн зарисовал цветную раскадровку монолога Бориса Годунова «Достиг я высшей власти…» из одноименной пушкинской трагедии, работал над замыслом весь год, мечтал вернуться к нему после войны, но этого не случилось.

Как отмечал в своем исследовании о творчестве Эйзенштейна российский историк кино Наум Клейман, «гипотеза писателя Юрия Тынянова о потаенной и верной любви Пушкина к жене историка Карамзина дала Эйзенштейну фабульный «костяк» и название для фильма, однако истинной темой «Любви поэта» должен был стать конфликт Пушкина с царем Николаем I, конфликт художника и самодержавия».

Среди многочисленных эскизов костюмов к фильмам по произведениям Пушкина – прекрасные рисунки Нэлли Фоминой – известнейшего советского художника по костюмам, работавшей с Тарковским во время создания «Соляриса», «Зеркала» и «Сталкера»,  создававшей костюмы для Майи Плисецкой.

Фомина придумала и одеяния героев фильма Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» - помните Высоцкого в роли Дон Гуана и Белохвостикову – Донну Анну, других выдающихся советских актеров в этом как бы мы сейчас сказали мини-сериале?

Самый маленький зал выставки посвящен экранизациям «Пиковой дамы». На стене – портрет графини Натальи Петровны Голицыной – одного из прототипов пушкинской графини. Кадры из фильма 1916 года режиссера Якова Протазанова. Говорят, Сталину нравилось это кино, и нового не снимали, следующая экранизация – фильм-опера с Олегом Стриженовым появилась лишь в 1960 году.

Сергей Некрасов, директор музея А.С.Пушкина, сам сценарист многих фильмов, рассказал, что эту выставку увидят в  Хельсинки, Вене, Бродзянах, Берлине, Братиславе.

Традиционный Пушкинский день России 6 июня в этом году на Мойке, 12 будет кинематографическим – Некрасов рассказал, что особый акцент будет сделан на фильмах, что снимались на Мойке, 12 – «Последняя дорога» и «Последняя дуэль».

share
print