Истории

Когда мы вернемся домой всем народом

У нас не принято широко вспоминать о трагедии 72-летней давности, когда по указу Сталина целые народы –крымские татары, народы Кавказа - были объявлены виноватыми и выселены со своих родных мест в отдаленные районы Казахстана, Средней Азии и Сибири.

Хотя еще в 1991 году законом Российской Федерации  репрессии против сорока народов были признаны преступными, незаконными, а народы - жертвами политических репрессий. Но ни ужас депортации, ни признание репрессий незаконными не стали частью нашего общего  -  общероссийского знания, того дискурса, который  меняет общество.

Яков Гордин, редактор журнала «Звезда»,  писатель, историк Кавказа, говоря о ситуации 72-летней давности, вспоминает известную фразу, приписываемую  Талейрану, об «ошибке, которая хуже преступления». « Депортация  1944 года была и ошибкой, и преступлением, это заложило новый этап трагических и сложных взаимоотношений России и Кавказа, - сказал Гордин, выступая на встрече в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, посвященной очередной годовщине депортации чеченцев и ингушей. – Культура – вот, пожалуй, главная сфера, где происходит примирение и понимание народов».

Народный художник Чеченской республики  Султан Абаев родился в депортации  в Киргизии, давно живет в Петербурге – учился в Ленинградской Академии художеств. Вспоминает, что ему в юности не дали рисовать дипломную работу, посвященную депортации. Потом, в перестройку, обстановка смягчилась, но и сейчас почти никто не говорит в России об этом преступлении и предательстве власти.

Историк из Ингушетии Анжела Матиева вспомнила о своем дедушке, пережившем депортацию вместе со всей семьей, рассказывавшем о том, как ехали в вагоне по дороге в Сибирь – пять сыновей, три дочки. Один из мальчиков – двойняшек умер и младенца конвой велел выкинуть на снег. Дед до конца жизни собирал и сушил хлебные корки и складывал в мешок.  Его просили не делать этого – хлеба ведь вдоволь, но он отвечал: «А вдруг пригодится». Он умер в 108 лет –осенью 1992 года за две недели до нового ужаса – начала острого осетино-ингушского конфликта.

Деда успели похоронить на родной земле. А Анжела стала беженкой, 18 часов шли по горным тропам ингуши из Пригородного района, их было около 30 тысяч, это была «тропа смерти» - десятки погибли там, десятки сорвались в пропасть… «Я тогда услышала, как ребенок просил у матери хлеба и вспомнила дедовы мешки, - говорит Матиева. – И я почувствовала ненависть, во мне все кипело. Лишь потом, уехав в Москву и Петербург, я думала о том, что нельзя ненавидеть целый народ, что целый народ не может быть виноват в страданиях другого народа, всегда есть конкретные виновники, которые должны быть преданы суду».

Анжела читала стихи крымско-татарской поэтессы Лили Буджуровой:

Когда мы вернемся домой всем народом,

Придется вам вспомнить, откуда мы родом,

Придется вам вспомнить, откуда вы сами

Незваными здесь объявились гостями...

В день депортации чеченского и ингушского народов 23 февраля 2016 года, в Открытом пространстве  на Достоевского 34 в семь вечера состоится показ фильма "Верую" (18+).  Его автор - Хава Хазбиева – литературовед, исследователь творчества Али Хашагульгова (1943-1999) – ингушского поэта и художника. Фильм повествует о жизни ингушей на протяжении XX  столетия: об установлении советской власти, репрессиях 1920-х – 1930-х, депортации 1944 года, 13-ти годах ссылки в Сибири, о страшной кровавой бойне и новой депортации ингушей из Пригородного района в 1992 году.

Певица Джамала споет на Евровидении- 2016  о трагедии крымско-татарского народа – о депортации 1944 года. Ряд думских депутатов уже возмутились по этому поводу и даже выражает надежду, что организаторы конкурса не допустят Джамалу – представительницу Украины к участию в международном конкурсе.

share
print