Истории

«Все в России бездомные»

«Неприкасаемые» появятся на сцене в конце марта — спектакль, основанный на историях жизни бездомных, рассказанных самими бездомными. Кто-то из героев спектакля потом вновь отправится со сцены на улицу. Режиссер проекта Михаил Патласов считает главной целью разрушить стереотип о мире бездомных как о чем-то, к чему страшно прикоснуться, чтобы протянуть руку помощи.

Презентация «НеПРИКАСАЕМЫХ» проходила в Аннекирхе. Сгоревшая лютеранская церковь заброшенного вида создавала «атмосферу» не только визуально. Организаторы подчеркнули, что специально привели журналистов и сочувствующих померзнуть — так хотя бы отдаленно можно понять людей, выживающих в условиях холода практически постоянно.

С потолка свешивалась простыня, изображавшая «облако тегов» - на нее проецировались слова, которые Google выдает по запросу о бездомных («запах бомжа», «запах в подъезде», «иди работай», «попрошайка»...). Вдоль стен выставили знаменитые уже работы Владимира Абиха из серии «Уличная грязь», представляющие собой портреты бездомных, проявленные на забрызганной городской слякотью и пылью поверхности.

Композитором проекта согласился стать сам Олег Каравайчук, прокомментировавший идею так: «Мы все в России бездомные. Последние дома закрыли в XIX веке».

Режиссер и автор идеи Михаил Патласов несколько лет назад получил «Золотую маску» за пьесу «Антитела» об убийстве петербургского антифашиста Тимура Качаравы. Верный социальной тематике режиссер стремится также к обновлению формы. Движущей силой постановки «НеПРИКАСАЕМЫХ» должны стать сами бездомные и изображающие их артисты, причем состав труппы может меняться, а истории все еще дополняются.

«Если кто-то стал свидетелем сцены из жизни бездомного, как того, например, не пускают в магазин, он может записать это на видео и прислать нам — это может войти в спектакль. Либо просто поговорить с бездомным, узнать, как он оказался в такой ситуации — тоже можете прислать такой текст, и войдете в число соавторов. Можно помогать и физической работой, можно помочь найти декорации. История, конечно, подчинена некоему художественному процессу, некой драматургии. Но если хороший рассказ нам не подойдет, он все равно будет опубликован на сайте», - говорит режиссер.

Находить героев «НеПРИКАСАЕМЫХ» труппе помогает организация «Ночлежка». Ее директор Григорий Свердлин подчеркивает, что никак не участвует в отборе «правильных» бездомных и их историй. « Я для них, к сожалению, воспринимаюсь как некое начальство — в нашей стране люди вообще склонны такое «начальство» находить и относиться к нему соответствующе. К художникам, наверное, тоже есть недоверие, но другое», - говорит Свердлин.

Патласов считает, что разговор с бездомным в рамках театрального действия может показать зрителю ложность стереотипов о тех, к кому он порой относится с пренебрежением, а главное — продемонстрировать небесполезность помощи им и контакта с ними.

« В том числе, это и социализация художника — мы ведь живем в достаточно рафинированном мире. Общаемся с хорошими людьми, читаем хорошую литературу. А когда сталкиваешься с этим, загорается другая искра. Вопрос в клише восприятия бездомных. Мы думаем, что это исключительно мужички-алкаши, которые сидят у метро. Но вот я пришел в «Ночлежку», и меня, волонтера, приняли за бездомного. Многих из наших героев вы просто не отличите от «обычных» людей. Большинству можно помочь, в том числе, разрушив ощущение неприятия», - подчеркивает автор спектакля.

Директор «Ночлежки» добавляет, что иные бездомные, к сожалению, за долгие годы жизни на улице исчерпывают ресурс, дающий им надежду на улучшение ситуации. Однако представление о бродячем образе жизни как о затягивающем и имеющим свои преимущества, и Свердлин и Патласов опровергают.

«Это очень романтический взгляд, нам представляется кто-то вроде Джека Керуака, путешествующего в вагоне поезда. У нас и климат не тот, «на улице, чай, не Франция»», - отмечает директор «Ночлежки».

«Зачастую это созданный ими миф — для нас. Они озвучивают подобные романтические истории, чтобы ты к ним начал относиться по-другому. Лучше рассказать это, чем то, что дети выросли и выставили тебя из квартиры», - говорит Патласов.

Проверить истину или ложность других мифов о «неприкасаемых» бездомных зрители смогут меньше, чем через два месяца. А с сегодняшнего дня, 3 февраля, запускается кампания по сбору средств на постановку — в частности, с этого момента уже продаются билеты на первые показы.

Благодаря новым историям и новым героям, об окончательном облике постановке можно будет говорить лишь ближе к премьере, художественное решение «НеПРИКАСАЕМЫХ» до поры не разглашается. Так или иначе, режиссер не боится лишиться кого-то из бездомных артистов, живущих непредсказуемой жизнью. «Артисты пропадают и появляются, но это является частью системы нашего спектакля. В уравнении спектакля всегда есть неизвестное, но каким оно будет не ясно заранее. Это некая новая форма, так или иначе предусмотренная драматургией спектакля», - говорит автор.

share
print