Истории

Дети – о войне

Ветераны уходят, и для нового поколения события 1941-1945 становятся всего лишь страничками из учебника истории, как Куликовская битва или восстание декабристов.

«Война закончилась в 1945 году. Мы с Германией воевали», – десятилетний Пашка повторял заученную информацию. Вопрос, что было во время войны с его семьей, поставил школьника в тупик. «По-моему, прадедушка воевал, – после долгих раздумий произнес мальчишка. – Его убили». C каждым словом его маме Анне все больше становилось не по себе. В конце концов она не выдержала. «Твой прадедушка пропал без вести в 1944 году, – вспыхнула Анна. – У нас его письма с фронта остались. Я же тебе рассказывала». Пашка кивнул: «А, точно. Вспомнил».

Большинство современных детей, по словам музейных педагогов, отвечает на подобные вопросы именно так. Постепенно Великая Отечественная война становится для них такой же далекой, как восстание декабристов или сражения с Наполеоном. Дети способны назвать даты окончания и начала войны, но не всегда осознают, что ее пережили их прадедушки и прабабушки.

Накануне Дня Победы мы решили расспросить юных горожан о том, что пришлось испытать в войну их родным. «Мы не знаем», – отвечало большинство ребят.

Педагоги, не одно десятилетие рассказывающие детям о войне, не считают это катастрофой. «Я родилась в 1945 году, – говорит Евдокия Тимофеева, педагог Музея политической истории. – Наверное, я не могу рассказать о войне так, как мне рассказывали мои родители. Я не видела ее». Участников и свидетелей войны становится все меньше, о событиях 1941-1945 годов теперь рассказывают их дети и внуки. Они так же, как бабушки, показывают медали, письма с фронта, но их повествование другое. Это неизбежно.

Ольга Прутт, руководитель музея «А музы не молчали» при гимназии № 235 имени Дмитрия Шостаковича, убеждена, что рассказывать детям об истории семьи, вплетенной в историю страны, тем не менее, надо. Специалисты музея пришли к выводу, что их воспитанники лучше проникаются военной темой даже не тогда, когда ветераны рассказывают, как им воевалось, а когда дети собирают информацию сами. Например, снимают фильм о войне. Его делали в гимназии в этом году.

К тому, что прадедушкины медали или форма пока не представляют для ребят ценности, педагоги относятся спокойно. Ольга Прутт рассказывает, что одна пятиклассница на вопрос, хранятся ли дома реликвии, воскликнула: «У нас целый мешок медалей! Я вам их отдам». «Стала объяснять ей, что это не просто «мешок», – рассказывает руководитель музея. – Начали разбираться, что это за медали, за что давали каждую из них». После этого разговора девочка решила не отдавать медали родных.

Нужно рассказывать детям о том, что было, уверены все специалисты. Возможно, в 5, 10, 15 лет история семьи не сильно заинтересует их. Интерес к прошлому может проснуться гораздо позже, когда ребенок вырастет. Недавно в музей «А музы не молчали» приходили родители со взрослым внуком. Несколько лет назад они отдали туда семейные реликвии. Внук попросил вернуть их домой – он уверен, что такие вещи должны храниться в семье.

share
print