Истории

Привет УЕ

Резкое падение курса рубля заставляет вспомнить недавнее прошлое, когда в начале 90-х годов XX века доллар США и дойчмарка (аналог нынешнего евро) — были основными единицами в расчетах у россиян, затем их сменили «условные единицы» (УЕ). Формула валютных операций проста — если вещь стоит 6 долларов, то она стоит столько и завтра и через год, а в рублях — сами понимаете. Это и есть - стабильность.

В twitter ленте наткнулся на объявление солидного московского интернет-издания, которое вот уже который год пытается зарабатывать на прямых продажах своего контента. «Мы не можем не отметить, что цена подписки в валюте резко падает, просто обрушивается!», - говорят предприимчивые медиамагнаты.

слон

Они хотят продать подписку на свое издание за 42 евро на год и за 4 евро на месяц. В рублях подписка на издание стоит 3900, а на месяц 390 рублей. Заметим, рубль падает и если, как говорят некоторые экономисты, уже скоро мы увидим доллар и евро за планкой в 100 рублей, то конечно, для клиента лучше купить годовую подписку за рубли, а для продавца — за евро. Ведь и через год покупательная способность 42-х евро останется неизменной, а в России за эти деньги можно будет купить намного больше рублей.

Так случилось, что в начале 90-х годов учась в последних классах школы я проводил очень много свободного времени на рынке «Юнона» - это был центр притяжения всего города. Во-первых это был огромный рынок радиодеталей. Во-вторых, в отсутствие ритейла там продавали всю бытовую технику — телевизоры Akai, холодильники непонятных марок, видеомагнитофоны Osaka и много чего другого. Там-же широко торговали турецкими джинсами, куртками, футболками и кроссовками, а также сигаретами и водкой Rasputin.

В те времена инфляция была очень высокая и курс рубля колебался очень часто вверх. Ни у кого из торговцев не стояло вопросов, в каких деньгах фиксировать прибыль. Универсальная формула - «Эта вещь стоит 20 долларов в долларах и будет стоить так всегда, а рубли...» - работала железно. До 1993 года в стране даже работали валютные магазины, где велись расчеты в долларах, немецких и финских марках. Там ценники не переписывали и какой там был ассортимент!

Потом, в середине 90-х все на время успокоилось и когда рубль стал стабильнее, в 1997 году власти решились на деноминацию, с 1 января 1998 года «отрезали» три нуля и меняли старые деньги на новые в эквиваленте 1:1000. Рубль стал приятнее, мы перестали быть дутыми миллионерами и обрели некоторую стабильность, но совсем не на долго.

В августе 1998 года мой друг продавал свой старый «Запорожец». Все подобные сделки традиционно номинировались в долларах и красная машинка была продана за 400 баксов всего за несколько дней до обвала рубля. И опять доллар остался долларом, в то время, как в магазинах по нескольку раз в день переписывали ценники в рублях и с полок исчезло все, кроме горчицы.

Автосалоны и магазины бытовой техники предусмотрительно на этот период закрылись — зачем принимать стремительно падающий рубль. Товар ведь в основном брали «под реализацию» и расплачиваться за него пришлось бы по другому курсу.
В результате, всего за несколько недель, доллар с 6 рублей за штуку стал стоить 21 и подрос в 3,5 раза.

Потом российские власти стали действовать хитрее и во время кризиса 2008 года была проведена так называемая «ползучая» девальвация. Рубль в течение осени 2008 и до лета 2009 года падал и зафиксировался на уровне 35-36 рублей за доллар и 39-41 рубля за евро. Таким курс оставался долго — до августа 2013 года.

Сегодня днем — 21 января 2016 года евро торгуется на уровне 93 рублей, доллар стоит больше 85 рублей. При этом не в макроэкономическом экспертном, а на нашем — бытовом уровне доллар остался долларом, а евро остался евро. Это и есть стабильность, когда в магазинах соседней Эстонии и Финляндии годами не переписывают ценники, а их 1 тысяча евро теперь стоит не 40, а почти 100 тысяч рублей.

В такой ситуации валюта опять становится основным символом стабильности. Нет конечно, нынешнее военно-патриотическое и сверхдержавное государство не позволит нам проводить операции купли-продажи в валюте, а главные столпы кремлевских башен бешено тараща глаза будут говорить нам про рубль как основную экономическую «скрепу».

Но мы не заметим, как само-собой разумеющееся появятся объявления о продаже квартир и машин в УЕ, бытовой техники по «фиксированным ценам». Жизнь все расставит по своим местам.

Мы же знаем, что когда начальство активно призывает нас к рублю, то надо молча послушать, но поскорее пойти в сторону обменника, так на всякий случай. Этому нас учит груз прожитого.  

share
print