Истории

Тайна «Черных окон»

В Петербурге 23 января 2016 года в пространстве «Тайна» на Коломенской, 31 представят сборник «Черные окна. Сборник градозащитной поэзии и прозы». Эту книгу тиражом в тысячу экземпляров удалось издать только за счет пожертвований – средства собирали в соцсетях.

Инициатор и редактор издания – градозащитница Дарья Васильева пишет: «Герои этой книги – не прекрасные мосты, роскошные дворцы, золоченые купола и шпили, а сотни заброшенных домов Петербурга.

Черные окна расселенок – новый тревожный символ северной столицы».

У книги 17 авторов среди которых бард Александр Городницкий, поэт и журналист Радио «Свобода» Татьяна Вольтская, депутат Законодательного Собрания Петербурга «яблочник» Борис Вишневский, лидер движения «Зеленая волна» Михаил Новицкий, активистка, координатор движения «Живой город» Наталья Сивохина, градозащитники Дарья Васильева, Аля Деконская (ВООПиК), Петр Забирохин, журналист Сюзанна Браммерло из Германии, которая уже давно связала свою жизнь с Петербургом и другие. В книге использованы фотографии Дарьи Васильевой и репродукции картин художников арт-группы «Старый город» Яна Антонышева и Насти Слепышевой.

Этот сборник вполне может стать поэтическим путеводителем по Петербургу потерь - утраченному Везенбергскому кварталу, всем снесенным домам исторического центра.
В городе детства, где каждый из нас одинок,
Воздух морозный, разлуки негромкий звонок
Преображается, плачется звоном трамвайным…
(Наталья Сивохина «Петроградское»)

 «В книге три темы: борьба, тревога и ностальгия, - пишет Дарья Васильева. – Борьба за уничтожаемое, тревога за устоявшее, ностальгия по ушедшему…Потери мы терпим практически каждый день «благодаря» абсолютно равнодушной к городу исполнительной власти. Однако в истории современного градозащитного движения, ведущей свой отсчет со сноса гостиницы «Англетер» на Исаакиевской площади в 1987 году, есть и победы». Дарья Васильева вспоминает о том, как не дали построить «Газоскреб», отстояли Конюшенное ведомство (правда, пока еще неясно, как город сможет распорядиться памятником – авт.), не дали РПЦ оторвать значительную часть парка Малиновка.

Она пишет о том, что важен каждый спасенный витраж, каждый отреставрированный барельеф, каждый выигранный суд.

Кстати, как теперь принято говорить, в онлайне, с Дарьей я познакомилась на Садовой, 61 – у дома Лермонтова, еще одного расселенного дома. Когда после нашумевшей истории с выставленными на продажу в интернете историческими балясинами, на этот дом снова обратила внимание власть…Но вот прошло уже больше года, а дом до сих пор затянут зеленой сеткой, а те, кто спилил чугунные балясины, уже амнистированы. А недавно в интернете появилось объявление о продаже исторических витражей с другого старого дома. Так что стражам города, защитникам его облика работы достаточно.

«Я – атлант, я один из шести
Тех, что держат лепные балконы.
Не имеющий права на стоны.
Не владеющий шансом уйти»
(Дарья Васильева «Я – атлант»)

«Градозащита становится не только неким явлением современности, группой людей и совокупностью действий, но еще и эпицентром культурной сферы со своей поэзией, живописью, музыкой, идеологией, мировоззрением. И это — культура будущего. Будущего, абсолютно доброжелательно настроенного к прошлому», — говорит создатель макета сборника, активист Олег Куликов. Сборник «Черные окна» активисты намерены передавать в городские библиотеки и распространять на градозащитных мероприятиях.
 

share
print