Истории

Звездный луч – как соль на топоре

В Музее Анны Ахматовой 15 января отметят 125-летие со дня рождения Осипа Мандельштама. В полдень в галерее «Сарай» начнется представление проекта «Ненарушаемая связь» - виртуального сборника стихов поэта.

Идея была проста – попросить самых разных людей из городов, связанных с Мандельштамом, почитать его стихи и рассказать о своем опыте переживания его поэзии. Варшава, где Мандельштам родился, Москва, Петербург, Париж, Тбилиси, Одесса, Киев, где он встретил свою жену Надежду Хазину, места ссылки – Воронеж и Чердынь, место гибели – Дальний Восток.

Вот эти точки на карте мира, где искали музейщики людей, готовых читать стихи, видеооператоров, готовых стать волонтерами проекта. При создании этого сборника легко преодолевались границы, люди разных стран находили общий язык – язык культуры.

Среди тех, кто читал Мандельштама – петербуржцы поэт Александр Кушнер, актер Леонид Мозговой, актриса Светлана Крючкова, актер Сергей Дрейден, депутат ЗАКСа Борис Вишневский, адвокат Иван Павлов, директор Института развития прессы Анна Шароградская, художник Дмитрий Шагин, редактор журнала «Звезда» Яков Гордин, петербургские писатели Наталия Соколовская, Наталия Перевезенцева, журналисты Катерина Гордеева, Николай Солодников, Татьяна Вольтская и многие другие.

Мандельштама читали в Тбилиси – журналист Александр Сватиков и внучка поэта Тициана Табидзе Нина Асатиани, в Одессе поэты Людмила и Борис Херсонские. Очень многие откликнулись из Киева – архитекторы, переводчики, издатели. Полностью проект будет опубликован по адресу mandelshtam125.ru.

Сегодня же в основной экспозиции Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в «комнате 1940 года» - той самой, где Ахматова начинала создавать «Поэму без героя», откроется выставка «Шум времени». Мандельштам бывал здесь, в Фонтанном Доме, он стал и одним из тех современников и друзей, кого Ахматова вписала в ткань своей поэмы.


кресло-М

Именно его слова « Я к смерти готов» - в тексте «Поэмы без героя». Ахматова и Мандельштам еще в 1921 году пишут стихи об образе и символе смерти – луче света, направленном на топор. «Страх, во тьме перебирая вещи, лунный луч наводит на топор…» (Анна Ахматова, 1921 год) «Звездный луч - как соль на топоре» (Осип Мандельштам, 1921 год). Этот образ передан в экспозиции выставки «Шум времени» – луч света направлен на топор – подлокотник кресла – центрального объекта выставки. «Дубовое кустарное кресло с балалайкой и рукавицей и надписью на дужке: "Тише едешь - дальше будешь" - дань ложно-русскому стилю Александра Третьего».

Это кресло, ныне хранящееся в фондах Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, некогда принадлежало семье Мандельштамов. Именно об этом кресле пишет Мандельштам в «Шуме времени». Оно стояло около книжного шкафа отца, и семилетний Осип, сидел в этом самом кресле и читал. В «Шуме времени» он пишет: «Книжный шкап раннего детства - спутник человека на всю жизнь. Расположение его полок, подбор книг, цвет корешков воспринимаются как цвет, высота, расположение самой мировой литературы. Да, уж тем книгам, что не стояли в первом книжном шкапу, никогда не протиснуться в мировую литературу, как в мирозданье».

Поэтому вокруг кресла создатели выставки поместили копии обложек книг Осипа Мандельштама из собрания музея с сохранением подлинных размеров.

Аудио и видео инсталляция в «комнате 1940 года» включают в себя материалы художника Григория Кацнельсона к выставке «Библиотека убитых поэтов», а также голос Осипа Мандельштама, который читает свои стихи.
 

В 18.00 в Малом зале музея режиссер Роман Либеров представит свой фильм «Сохрани мою речь навсегда».
 

share
print