Истории

Итоги 2015: Политика побеждает экономику

Бурная активность за границей, в том числе, влияет и на экономическую ситуацию в России. Да и вообще понятие базис и понятие надстройка явно запутались в своих местах. Что важнее – экономика или политика. Пока побеждает политика, точнее политпропаганда.

А разве есть кризис?

Российское руководство в начале года всячески избегало слово «кризис» и, даже, по словам коллег журналистов с федеральных телеканалов ими была получена установка не использовать это слово. Затем концепция немного изменилась и утверждалось, что «отдельные кризисные явления» связаны с действиями «пиндосов» которые навели на нас порчу в виде санкций. Набившее уже оскомину разъяснения о том, что американцы и европейцы вводили санкции против конкретных лиц и против экспорта в Россию ряда технологий, а власти РФ ввели тотальные продуктовые санкции по многим позициям, расшифровывать нет необходимости.

Тем не менее, Владимир Путин, активизировавший свою деятельность в конце года, заявил о преодолении «пика кризиса». А уже в самом конце декабря премьер Дмитрий Медведев похвалил кабинет министров за успешную реализацию антикризисного плана. Не отставал и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он обнаружил в статистике «четкие сигналы остановки спада». Лишь только Алексей Кудрин говорит о том, что дно еще не обнаружено и, в лучшем случае в нефтегазовой мути оно будет нащупано лишь в первой половине 2016 года.

Пока же, по итогам 2015 года экономический спад в России составит, согласно прогнозам Минэкономразвития, около 3,7–3,9%. Это худший показатель за последние шесть лет. Последний раз экономика РФ падала в кризисном 2009 году. Но вполне возможно, что этот показатель может перескочить и 4%, если не сгладит острую четверку статистика. Даже несмотря на обвал нефтяных цен, и прочую внешнюю конъюнктуру, официальная статистика говорит о том, что проблемы начались еще до санкций и нефтяного шока: экономический рост РФ ежегодно замедлялся в течение последних пяти лет.

Не помогли и радикальные меры Центробанка: рубль не укрепился, а инфляция успешно проложила дорогу к двузначным значениям. И там уже не важно: 12 это процентов или 15. В течение только что ушедшего года реальные доходы граждан продолжали падать. По предварительным данным Росстата, в ноябре реальные доходы населения сократились на 5,4% к ноябрю 2014-го, реальная зарплата в среднем по стране за указанный период упала на 9%.
Вырос уровень бедности в России. По итогам первых трех кварталов 2015-го уже превысил 14%,а к ноябрю (данных по итогам года пока нет – МР7) по предварительным данным уже практически удвоился по сравнению с 2014 годом (11,2% жителей). Доходы ниже величины прожиточного минимума получают 20,3 млн человек.

Те же социологические опросы в течение года говорили о том, что россияне уже не сомневаются: страна в кризисе, и главные проявления кризиса – рост цен, падение зарплат, угроза увольнений. Одновременно с этим росла задолженность по зарплате. По Росстату, в ноябре этого года она выросла по сравнению с ноябрем 2014-го примерно на 34%. Общая численность безработных в ноябре выросла на 10,7% по отношению к ноябрю прошлого года.

Кто на крайнего?

Ответственным за спад можно объявить вернувшиеся к нижним значениям после кризиса 2008-2009 годов цены на нефть. Они вновь убаюкали наше чиновничество. Хотя, казалось бы, тогда и стоило заняться реформами в экономике, а не продолжать бороться «с последствиями кризиса». Об этом говорили многие специалисты. Ну да, появилось Сколково, еще ряд проектов поменьше. Но все как-то неудачно. Плоды этих потуг мы и пожинаем сегодня. Хвастались «Силой Сибири» и вот, пять дней назад, «Газпром» отказался его строить – цена на голубое топливо для Китая попросту не окупит данное строительство.

Конечно же, американцы подложили нам большую «свинью» со своим сланцевым газом и нефтью, придумав новую технологию их выработки, чем отбросили цены на углеводородное сырье до 36$ за бочку. Не меньшую подложили те же китайцы со своим снижением темпов роста, а значит и сокращением потребления нефти и газа. Итог – нефть стоит уже меньше 40$ за баррель. К тому же уже в начале этого года мы ждем начало продаж нефтегазового сырья из Ирана. Эксперты нередко называют цифры 15-25$, а Саудовская Аравия сверстали свой бюджет — 2016 из расчета 25 долларов за баррель нефти.

Ну а отражается все, конечно же на России, точнее на жителях страны. Ну не смогли мы диверсифицировать экономику за 15 лет. Мы же больше любим имперские амбиции и по-детски радуемся реализации оных, пусть и сомнительных. Ну а мазохизм электората уже давно одна из составляющих нашего внутреннего «я».

Один из таких примеров «любимое» слово 2015 года - «импортозамещение». Тут можно было бы много сказать, например, о том же сельском хозяйстве или о фармацевтике. О том, что телега должна находиться сзади лошади знал любой крестьянин в XIX, XX веке. А вот в веке XXI оказалось, что правители у нас не от сохи, включая тех, кто возглавляет министерство сельского хозяйства.

За примером далеко ходить не надо – достаточно зайти в аптеку или супермаркет и посмотреть ценники. Видишь ли, коровы вкушают импортные добавки в корм. То же делают вредные свиньи и куры. Только вот сначала построить предприятия, которые производят комбикорма, а потом уже говорить о производстве мяса и яиц на полностью российском рационе никто не додумался. Да и с уходом конкурентов совсем необязательно переживать за цены. Огурцы по 300 рублей за кило с предприятия из Выборгского района Ленобласти. Что ж туда напихали импортного?

Ну и еще одна тема ноября-декабря – дальнобойщики и система отъема денег «Платон». Водители тяжелых грузовиков воспротивились и вышли на акции протеста. По их словам, в правительстве посчитали, что фура в год проезжает 8 тысяч км, тогда как сами дальнобойщики уверенно говорят о 100 и более тысячах километров. Так что 1,5 рубля с км или 3,73 рубля с марта 2016 года, выливается в сумму близкую к банкротству. Конечно, если это крупная компания, то здесь можно отбить такой налог за счет вала, а вот частники просто могут обанкротиться. Ну а лизинг и кредиты на машины добавляют негативного отношения к «Платону». Можно по-разному относиться к новому налогу и к вопросу разбивают дороги дальнобойщики или все же это дело колес легковушек.

То, что это очередной отъем у населения денег, причем как у перевозчиков, так и у конечного потребителя товара – очевидно. Но вот, под занавес года, в правительстве заговорили об отмене транспортного налога для большегрузов. Казалось бы, благо для водителей, но есть маленький нюансик. Дело в том, что транспортный налог шел в бюджет региона, в котором прописана фура, ну а «Платон», не забывая, конечно, о своих специалистах, которые администрируют налог, будут направлять средства в федеральный бюджет. Произойти такая подмена может уже в марте 2016 года 

share
print