Истории

Вокруг хлеба

Музей Хлеба наконец-то не просто окончательно переехал из бизнес-центра на Лиговке, но и открылся – в старинном доме купца Пастухова, что на Михайловской улице, 2, совсем рядом с Финляндским вокзалом.

Дом купца – просто домик-пряник. Он сохранил старинные изразцовые печи, люстры, полы из керамической плитки, деревянные панели, лестницу с балясинами. Когда здесь был народный суд Калининского района, то, согласно легенде, одну из балясин выбил бывший помощник Собчака экс-депутат Юрий Шутов, осужденный на пожизненное, когда его вели по лестнице после оглашения приговора. Конечно, теперь все балясины на месте.

Сейчас в музее открыты четыре зала и детский центр. На будущий год, надеется директор Марина Яковлева –откроются еще два зала – про хлебную торговлю и работу хлебозаводов с начала прошлого века до наших дней, было бы финансирование – музейная концепция уже есть.

Придумывали то, каким быть Музею Хлеба специалисты бюро Арт-Терра. На первом этаже музея – копия знаменитой водяной мельницы в Пушкинских горах и главный зал – о земледельческой культуре восточных славян. Этот центральный зал создатели экспозиции Мария Коростелева и Олег Николаев, прежде всего, хотели сделать не занудным и необычным. Такое получилось философско-музыкально-видеопутешествие, ведь биография хлеба – это как человеческая жизнь от рождения до смерти, как природный цикл четырех времен года.

«Здесь мы узнаем о хлебе, как он организует человеческое сознание, - рассказывает Олег Николаев. – Экспозиция выстроена по временам года, а в центре – печь, огонь, где хлеб рождается и становится не только пищей насущной, но объектом культуры». Здесь можно послушать 12 песен, собранных в разное время в экспедициях Пушкинского Дома по всей России, увидеть как 85-летняя крестьянка Евстолия Егоровна Шабалина– соседка Олега и Марии по деревенской улице – печет настоящий ржаной хлеб, внимательно разглядеть копии древнерусских миниатюр о земледелии.

А на втором этаже посетители попадают в петербургскую кондитерскую начала минувшего века, тут можно узнать, почему эклер назвали эклером, сколько конфет шоколадных и карамели можно было купить на рубль. Каждый ящик прилавка можно открыть – там даже таблички специальные «Отрывать рекомендуется!» и рассмотреть старинные фантики, упаковки , вазочки и т.д. На рубль, кстати, можно было купить две полуфунтовые коробки шоколадных конфет, а на 10 рублей – пуд карамели с начинкой.
Композиторы Ольга Гайдамак и Александр Леонов сочинили для залов звуковые пространства. Вот в «кондитерской» - звуки улицы, шагов, обрывки мелодий, позвякиванье посуды.

Звучит и блокадный зал –дальними разрывами, воем сирен, скрипом снега. В блокаду хлеб в буквальном смысле значил жизнь. Авторы экспозиции показали мерило этой жизни. На одной стене два вектора: десять дат – изменений норм выдачи хлеба и пять категорий его получателей. Рабочие горячих цехов, ИТРы, служащие, иждивенцы и дети до 12 лет. И видно, сколько кому полагалось на сутки за все это время. Рядом с этим беспощадным наглядным графиком – отрывки из дневников людей о выдачах хлеба. На другой стене – личные истории реальных людей о неожиданных продовольственных удачах, о мечтах и снах о хлебе.

Есть в Музее Хлеба и зал идеальной кухни, где все крутится вокруг рецептов, знаменитой, выдержавшей 22 издания кулинарной книги Молоховец и других кулинарных книг, а также разнообразных предметов кухонной утвари, как говаривал один из героев Диккенса: «Важна не сама кухня, а ее моральное воздействие! Миниатюрный бочонок для муки, скалка, ящичек для пряностей, полочка с глиняной посудой, доска для резки мяса, кофейная мельница, кухонный шкафчик, в котором с большим вкусом расставлена посуда: кастрюли, сковородки, вертел, прелестный чайник и целая батарея колпаков для блюд. Все эти предметы могут оказать огромное моральное воздействие и пробудить во мне стремление к домовитости». Здесь можно поиграть в литературные кулинарные рецепты, вспомнив, к примеру, про застенчивого Александра Яковлевича из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, который пригласил пожарного инспектора «отобедать, чем Бог послал».

А в детском центре Музея, который был открыт еще в пролом году, можно услышать, как булки и караваи «говорят» голосами известных артистов – Ивана Краско, Сергея Дрейдена и других.
 

share
print