Истории

«В нем всегда была жизнеутверждающая ярость»

В Новом музее открылась выставка художника и священника Ивана Сотникова

Месяц назад не стало одного из самых веселых героев петербургского авангарда. Иван Сотников был православным священником и одновременно – «сумасбродом» от искусства. Его первая ретроспектива в родном городе в итоге оказалась посмертной.

Елки.1987 Ткань мебельная, масло. 90120 Собрание Владимира Добровольского

Иван Сотников. Елки.1987 Ткань мебельная, масло. 90120 Собрание Владимира Добровольского

Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Екатерина Андреева рассказала об одном из самых радостных художников, который стремился создавать, а не рушить:

«МР»: Действительно ли Иван Сотников сам принимал участие в подготовке выставки?

Е.А.: Да, он помогал. О многих коллекционерах, например, я не знала, и он мне о них сказал. Но всего, что связано с экспозицией, Иван уже не касался, я просто ему отправляла материалы (он был в Черногории, когда мы планировали выставку). Он все смотрел, ему нравилось, и он был очень рад, что эта выставка состоится.

Собраны работы с 80-х годов и до наших дней. Что их объединяет?

Объединяет их судьба самого художника. Все творчество Ивана делится на две большие группы: картины, написанные с натуры (пейзажи, натюрморты) — и из головы (часто, фантастические композиции). На выставке будут представлены его циклы 80-90-х гг («Компьютерные игры», «Елки»), две картины из цикла «Георгиевский сервиз» (2014), отдельные произведения из разных серий, например серии «Ограненные кристаллы».

Есть отдельные работы, которые не входят в циклы, но в них узнается рука мастера: это, например, «На юг», или ранняя картина под названием «Чужой», или «Homon LTD», которая в свое время поразила воображение художника Владимира Николаевича Шагина, и он предлагал Ивану поменяться картинами. У нас также будет представлена одна из самых замечательных картин Ивана, сделанная в прошлом году, — «Цирковой номер» («Смертельный номер»). Сама картина находится на «Пушкинской, 10», а мы представим видео о ней на выставке в галерее «Дверь».

Мы заняли два этажа, и все равно не все уместилось. Почти не представлена графика. Хотя у нас будет главный графический шедевр —огромный рисунок «Пейзаж с лыжником», большая часть графической коллекции будет показана в музее «Царскосельская коллекция» в Пушкине. А в Мраморном дворце 18 декабря будет работать маленькая экспозиция проекта «Морте натура», который был сделан Иваном вместе с замечательной художницей Ирой Васильевой (фильм и коллажи).

Повлияла ли смена эпох на стиль, манеру художника?

Картина 80-х годов и работы последних лет, конечно, отличаются, хотя бы потому что сама жизнь сильно изменилась. И Иван как тонкий художник пишет жизнь нулевых и десятых годов совсем по-другому. Это хорошо видно по самой манере письма.

Есть и интонационные отличия. Искусство конца 80-х — начала 90-х было более радостным, чем искусство последних лет. И это не связано с болезнью Ивана — скорее, с общественным климатом в России и во всем мире.

А вообще в нем всегда была жизнеутверждающая ярость, и заметны колебания от ярости до «жизнеутверждения»: то одного больше, то другого. Он — один из самых радостных художников, каждая его картина несет радость и бодрость. Даже самые мрачные работы написаны так, что видятся прекрасными. И я очень счастлива, что эту выставку мы открываем под Новый год, когда все ждут лучшего будущего, несмотря на печальные обстоятельства ее открытия.

Зимний пейзаж.1986.Оргалит, масло.122154,3 ГРМ

Иван Сотников. Зимний пейзаж.1986.Оргалит, масло.122154,3 ГРМ

Иван Сотников был художником-авангардистом и одновременно православным священником. Это редкое и необычное сочетание...

Когда Иван скончался, для нас, для всех, кто любил его как художника, стало открытием то, что гораздо больше людей любили его как батюшку. Его провожали как духовного отца, на похоронах была его паства. Для него обе стороны его жизни были чрезвычайно важны, но он их разделял. Он мне говорил, что эти его две деятельности почти не пересекаются. Но мне кажется, что этот радостный дух, который в его искусстве есть, даже когда он пишет какие-то страшные сюжеты, это, собственно, и есть дух христианский, или религиозный. Он говорит о том, что может людей связывать, а не разобщать. Он, конечно, очень тонко понимал, что искусство и духовная жизнь исходят из одного источника, и это, я думаю, очень остро и внятно увидит каждый зритель, который придет на выставку.
Он всегда повторял, что если есть какая-то связь между Богом и человеком, то это связь через творчество, поскольку человек может быть творцом, как и Бог мыслится как Творец. Будучи авангардистом, Иван всегда был созидателем, а не разрушителем. Его ближайший друг, Тимур Новиков, тоже очень отчетливо чувствовал эту грань и всегда говорил о том, что великие петербургские авангардисты, например Филонов, Малевич, Матюшин, Стерлигов, — все они были именно создателями художественных систем, а не разрушителями. Вот этот пафос созидания — он для Ивана, как и для «Новых художников», был центральным.

Выставка работает с 17 декабря до 28 февраля в Новом Музее (6 линия В.О., 29).
 

share
print