Истории

Культура с ограниченными возможностями

Проблему социального театра, как явления необходимого обществу обсудили на Культурном форуме, где пока блистают танки «Уралвагонзавода».

Еще до начала Международного культурного форума некоторые журналисты долго мучились с аккредитацией – заблаговременно отправивших свои данные не находили в списках, потом зависали компьютеры организаторов,  куда-то «улетала база».

Все это стало объектом иронии  коллег в соцсетях, где журналисты публиковали посты с тегом  #культурный форумстоитлиходить. Также досталось и интерактивной  выставке в Этнографическом музее «Территория культуры», которую открыл министр культуры Владимир Мединский. На выставке , например, Нижний Тагил представил Уралвагонзавод и модели танков, а девушка-экскурсовод  шутливо поясняла, что экскурсии на танках – один из видов чисто русского туризма.

Тем не менее, на форуме говорят о многих важнейших вещах, оставшись без которых  люди будут способны заниматься, пожалуй лишь «чисто русским туризмом», потому что ни на что другое способностей души не будет… Об уличном цирке, о том, как цирк может помочь пожилым, о «бродячем» петербургском кино, о социальном театре. Об этих явлениях говорили впервые за всю историю существования форума.

В БДТ им. Товстоногова создана педагогическая лаборатория, театр выходит прямо в школы – причем самые обычные, окраинные. Театр сотрудничает с центром, где поддерживают молодых людей с аутизмом «Антон тут рядом». В амплуа социального театра работают знаменитый Упсала-Цирк, и детский музыкальный театр «Зазеркалье».

«Театром прямого воздействия» назвал социальный театр худрук БДТ им. Г.А.Товстоногова Андрей Могучий.  А арт-директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская так сформулировала роль театра в современном обществе: «Социальный театр ставит, обсуждает социальную проблему и решает ее. Театр — это тот редкий институт, который разрабатывает социальный капитал, один из самых дефицитных ресурсов в нашей стране».

«Я бы занимался антисоциальным, а не социальным театром, - сказал Адриан Джексон, руководитель лондонского театра Cardboard Citizens, работающего с бездомными. - Получается, что социальный театр - полезен, а другой - бесполезен?». Режиссер, уверен, что в его деле важен диалог, а не монолог, который предоставляет зрителю обычный театр.  И еще – бездомному человеку нужна помощь, сначала – реальная помощь, а потом уже диалог театра. И это должен быть потрясающе важный для него диалог. «У человека и так проблемы – дома нет, работы нет, жена ушла, а он еще должен смотреть не очень  качественное представление? Так не пойдет». Поэтому Cardboard Citizens – это настоящее искусство, Cardboard Citizens  на равных сотрудничает с Королевским национальным театром в Лондоне.

В Петербурге режиссер Михаил Патласов, лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая маска» за спектакль памяти убитого антифашиста Тимура Качаравы «Антитела»,  тоже начал работу с бездомными людьми. Он удивился, насколько наше представление о бездомности оказалось клишированным : «Один из этих людей, оказывается, посещает лекции в Европейском университете, это очень разные люди, что заставляет задуматься – а кто такой бездомный и что такое дом». Премьера спектакля Патласова состоится в марте будущего года, на одной сцене с бездомными выступят актеры БДТ.

Художественный руководитель Центра «Круг» Наталья Попова  рада, что тема социального театра уходит с периферии профессионального интереса и профессионального обсуждения. И она считает это знаковым явлением, потому что у современной культуры те же проблемы, что и у людей с ограниченными возможностями. Она переживает дефицит, исчерпан ряд смыслов, ищет ресурсы и нуждается в обновлении, преодолевает ситуацию – точно так же, как человек с ограничениями.

Но Наталья Попова, говоря о работе с такими актерами, напоминает, что сама по себе актерская профессия требует невероятной отдачи, нередко на грани срыва. И об этом режиссеру, создающему проекты социального театр, всегда следует помнить. Люди с синдромом Дауна, например, чрезвычайно открыты эмоционально, а у  каждого из особых людей  своя картина мира, свой способ рефлексии.

Критик Алексей Платунов уверен, что государство все равно не будет постоянно поддерживать социальный театр –«обратит, бросит и перейдет к другой игрушке», поэтому вся надежда на театральное сообщество, которое пока в большинстве своем считает, что социальным театром занимаются какие-то странные люди по подвалам и чердакам. Ничего удивительного в этом не видит известный российский педагог, руководитель московского «Класс-центра» Сергей Казарновский: «90 процентов российских родителей не хотят, чтобы с их детьми в одном классе учились особые дети».  

В этот же день в БДТ показали спектакль «Птицы», в котором участвуют молодые люди с аутизмом из Центра «Антон тут рядом».

16 декабря в БДТ представят инклюзивный проект «Со-единение». Его придумали три театральные школы Школы-студии МХАТ, театрального института им. Бориса Щукина  и Российского университета театрального искусства — ГИТИСа. Там будут выступать как профессиональные актеры, так и актеры с ограниченными возможностями. 

share
print