Истории

Валерий Кухарешин отметит день рождения на сцене

Сегодня, 7 декабря, в день своего рождения, известный петербургский актер, народный артист России Валерий Кухарешин сыграет спектакль «Наследник» на сцене Театра Комедии им. Акимова.

Его актерская самобытность соткана из загадочного петербургского воздуха, пронизывающего перпендикулярность и параллельность линий-улиц, шпилей, набережную, величественную Неву и строгие человеческие лица. 

Ему, как истинному петербургскому интеллигенту, свойственна природная галантность, благородная «притушенность» чувств. Его стройную фигуру в хорошо сшитых (и с любовью выбранных) пальто можно увидеть в разных точках города, в разных театрах. География его творческой деятельности воистину поражает: «Приют комедианта», «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, Театр на Васильевском, Театр на Литейном, ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Учебный театр ЛГИТМиК (теперь - Учебный Театр «На Моховой»), «Фарсы», Белый театр музея Ф.М. Достоевского, ФМД-Театр, театральные объединения «Арт-Питер» и «XXI век», театр «Эрмитаж», Театральный музей и, конечно же, в первую очередь Молодежный театр на Фонтанке, где сыграно множество ролей, где сложилась судьба актера. Валерий Кухарешин – из самого первого состава Молодежного театра.

Валерий Кухарешин: «Тогда театра как такового еще и не было. У Владимира Малыщицкого тогда играли в самодеятельном театре при институте железнодорожного транспорта. Это был хороший коллектив, известный в Ленинграде. Там ставились спектакли – «Не стреляйте в белых лебедей», «Сотников». Потом Малыщицкому предложили возглавить уже профессиональный театр. В 1980 году нам дали здание на Фонтанке. Вы даже представить не можете, что здесь было раньше! Там, где сейчас цеха, был балкончик, все стенки были в кафеле. Перед премьерой «Сотникова» мы отбивали их, потому что обшарпанные стены очень «шли» этому спектаклю. Зрители на спектаклях сидели вокруг сцены: с двух или с трех сторон – всегда по-разному. А вообще Малыщицкий сделал так, чтобы зал мог трансформироваться…».

Семён Спивак, художественный руководитель сегодняшнего Молодежного театра на Фонтанке, угадал и почувствовал неброскую и, одновременно, пронзительную самобытность актера, сделав его ведущим артистом в обновленном Молодежном театре.

Будучи одним из самых востребованных актеров, Валерий Кухарешин предпочитает режиссуру умную, акварельную, исследовательскую и — интересную ему. Может быть, поэтому спектакли с его участием идут в небольших театрах или на малых сценах: его искусство – тонкое, пронзительное, построенное на нюансах и внутренних движениях души, — не массовое.

Так, неслучайно судьба свела его в 90-е с режиссером Владимиром Тумановым, чьи спектакли «Лунные волки», «Таня-Таня», «Учитель ритмики», «Двенадцатая ночь, или что угодно» были событиями северной столицы. «Образный мир спектаклей Туманова, завораживающий свободой пластических решений, глубинной музыкальностью, грацией метафор, словно бы перетекающих друг в друга. Таинственный мир символических обобщений. Но в нем удивительно наполнено, внутренне раскованно живут актеры» (Петербургский театральный журнал»).
Неслучайно и его содружество с режиссером Виктором Крамером, сложившееся на спектаклях «Село Степанчиково и его обитатели» и «Суперфлю». Крамер периода театра «Фарсы» в своих спектаклях рассказывал историю маленького человека в большом мире, трогательного, смешного, наивного и потерянного. Клоунская, карнавальная природа в сочетании с пронзительной искренностью привлекала к этому бродячему театру и взрослых, и детей.

Валерий Кухарешин чутко откликается на время, в котором живет, на «особость», «странность», поиски нового в театральной жизни, с ним легко актерам и режиссерам разных поколений.

До сих пор театральный Петербург помнит спектакль «Солесомбра», сочиненный Максимом Исаевым и Яной Туминой, где Валерий Кухарешин сыграл эзотерика-мистификатора, влюбленного в ибсеновскую «женщины с моря»… Это была наша, петербургская «новая драма», основанная на тихой, некричащей интонации, на полу-взглядах, полу-жестах, где любовь прочитывалась вне слов, вне реальности.
Нельзя не вспомнить и удивительный спектакль Г.Васильева «Обняться и заплакать» в музее Достоевского (пьеса А. Шульгиной по повести Ф.М. Достоевского «Вечный муж»). Здесь снова великолепно прозвучал дуэт Валерия Кухарешина с одним из его любимых партнеров — Сергеем Бызгу.

Нервная, ищущая натура артиста Кухарешина не дает ему жить размеренно, успокоенно. Он, как быстрая река, перетекает из одного театра в другой, из спектакля в спектакль, но при этом его внимательность к людям, его наблюдательность ученого, исследователя в познании человеческих характеров, человеческих душ – всегда скрупулезная, тщательная, подробная. Его «особость» завораживает, его «приглушенность» заставляет вслушиваться, всматриваться, его обаятельная улыбка раз и навсегда очаровывает…

Про него действительно можно сказать: подлинно петербургский артист…
 

share
print