Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме впервые решил обратиться к краудфандингу, чтобы осуществить проект «Стрит-Арт для Анны Ахматовой. Вход в музeй».
В музей можно попасть, свернув под арку на Литейном, 53 – откроются ворота в сад, потом сам старинный Шереметевский сад и, наконец, флигель Фонтанного Дома, в котором Ахматова прожила несколько десятков лет – с перерывом на эвакуацию из блокадного Ленинграда.
Арка представляет собой зрелище печальное – через нее ездят машины на склад Театра на Литейном, тут же рядом – мусорные баки. Под портретом Ахматовой паркуются автомобили. Это пространство коммунальное, общегородское.
Но музей готов привести его в порядок. А архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья», с которой музей сотрудничает давно – архитекторы оформили первый этаж музея, предложила художественное решение входной зоны с Литейного проспекта в жанре стрит-арт, навеянное работами португальского уличного художника Алехандре Фарто (Vhils).
«Коммунальное пространство для Ахматовой привычно – она жила во дворце, но в коммунальной квартире, - говорит Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. – Мастерская «Витрувий и сыновья» предложила этой фактуры не стесняться, а использовать ее в архитектурном решении».
На освобожденную от штукатурки фактуру кирпичной кладки здания на Литейном предлагается нанести портрет Ахматовой работы Моисея Наппельбаума – получается эффект проступания очертаний лица поэта из стены.
«Мы обращаемся с предложением помочь нам к тем людям, с которыми состоим в диалоге вот уже 25 лет – с момента создания музея, - продолжает Нина Попова. – Для которых музей проводит выставки, устраивает вечера, акции в саду, общается в соцсетях. Это не просьба с протянутой рукой, а соучастие – мы настаиваем на этом».
Юридически Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме не имеет права просить денег на арку у комитета по культуре – да, все из-за того же общегородского коммунального пространства, которое принадлежит всем и никому конкретно. Поэтому мы все можем его изменить.
Собственно, это первый этап преобразования входного пространства музея, его стоимость 860 тыс рублей. Как рассказала Анна Соколова, заместитель директора музея, для участников краудфандинга предусмотрены бонусы. Самый большой – статус «Друга музея» и имя на табличке у входа в сад Фонтанного Дома. Общая сумма проекта 1 млн 400 тыс рублей. Но краудфандинг охватывает только первый этап.
Когда будет собрана необходимая сумма первого этапа, Музей будет искать средства на второй – подсветку арки, установку зеркала и текста Ахматовой. Возможно, это будут строки из «Поэмы без героя» «Тень моя на стенах твоих». Или первые две строчки из этого четверостишия, написанного здесь, в Шереметевском саду в 1926 году:
И неоплаканною тенью
Я буду здесь блуждать в ночи,
Когда зацветшею сиренью
Играют звездные лучи.
Отражения в зеркалах и присутствие теней бывших некогда в этом пространстве людей – идея, столь важная не только для «Поэмы без героя», но в целом для понимания творчества, мышления Ахматовой – эта идея воплотится здесь, в арке на Литейном, 53.
«И тогда образно смыкается пространство - в словах выбитого на гербе Шереметевых старинного девиза «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет все»), ставшего эпиграфом к «Поэме без героя». Ведь это ключ к художественному мировоззрению самой Ахматовой: никакая человеческая жизнь не проходит бесследно, тень каждого остается на стенах этого города», - резюмирует директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.